В сборнике материалов Международного научного форума «Медиа в современном мире. 60-е Петербургские чтения» опубликованы тезисы доклада Е.И. Орловой «Литературно-эстетическое движение начала ХХ века и роль журналистики в нем». В XXI веке актуальным становится вопрос о взаимодействии филологии и истории журналистики. Однако бесспорно, что если говорить об общем главном предмете изучения для этих двух наук, то им является взаимодействие литературного процесса и журналистики (в XXI веке — СМИ). Отчетливо видна тенденция к расширению этого поля. Литературная репутация, литературная судьба, писатель как медиаперсона — вот примеры различных постановок только одной части обозначенной проблемы. Литературно-эстетическое движение начала ХХ века происходит в беспрецедентном взаимодействии филологии, журналистики и словесности (в особенности поэзии). Роль журналистики, и не только литературной, в этом процессе огромна: многие теоретические и историко-литературные труды публикуются именно в периодике, причем не только в толстом журнале или журнале обычного русского типа, но и в еженедельниках, даже в газетах. Это продвигало передовую научную мысль к широкой аудитории, поднимало общий уровень журналистики, способствовало распространению просвещения, научного знания, делало его достоянием общества. Возникали новые литературные, литературно-критические и научно-популярные издания. Все это подготавливало почву для последующего обособления литературной критики и литературоведения. См.: Орлова Е.И. Литературно-эстетическое движение начала ХХ века и роль журналистики в нем // Медиа в современном мире. 60-е Петербургские чтения: сб. матер. Междунар. научн. форума (30 июня — 2 июля 2021 г.) / отв. ред. А.А. Малышев. В 2 т. Т. 2. СПб.: Медиапапир, 2021. С. 30-31.

imgonline com ua Black White 1vNUEirHobwPZ 

 

В рамках Международной научной конференции «Брюсовский Пушкин. Памяти Николая Алексеевича Богомолова. Первые Богомоловские чтения» (МГУ имени М.В. Ломоносова, 29–30 октября 2021 г.) было представлено три доклада по материалам, подготовленным в ходе реализации проекта РНФ № 20-18-00003.

Е.И. Орлова выступила с темой «Валерий Брюсов об Игоре Северянине». Брюсов был одним из немногих критиков, кто проследил творческую эволюцию Северянина. Он замечает у начинающего Северянина стремление обновить язык поэзии и первым, наряду с Н. Гумилевым, констатирует введение в поэтический язык «нашего создающегося бульварного арго», т.е. языка улицы, массового сознания, тем самым зафиксировав только еще начинавшийся процесс. Но уже в 1915 году Брюсов разочаровывается в Северянине, которому недостает не только вкуса и эрудиции, но и ответственного отношения к поэзии – качество, по Брюсову, непростительное.

Доклад А.А. Холикова «“Речь” о Пушкине в будни революции (1917–1918)» опирался на обнаруженные в процессе росписи газеты «Речь» (включая ее переименования) публикации самых разных жанров, в которых имя А.С. Пушкина объединило ключевые направления культурной повестки издания в революционные годы: науку, искусство, образование, музейное дело. Показано, как через обращение к духовному и материальному наследию классика велась борьба за всю русскую культуру в контексте споров о роли интеллигенции, патриотизме и будущем страны.

Наконец, О.И. Шапкина представила тему «Размышления о А.С. Пушкине: В.Я. Брюсов и Н.О. Лернер». На основе писем Брюсова и Лернера, а также их публикаций в журнале «Весы» (прежде всего рецензий) обозначен вклад, который они внесли в пушкинистику ХХ века, сформулировав требования к эдиционной подготовке классических текстов: уважительное отношение к первоисточнику, недопустимость компоновки из нескольких черновиков «нового» стихотворения, необходимость фототипического воспроизведения рукописей и др.

Программа конференции

Уважаемые коллеги! Публикуем программу Международной научной конференции «Русская литература и журналистика в предреволюционную эпоху: формы взаимодействия и методология анализа»

Время: 12-13 ноября 2021 г.

Место проведения: Online (платформа Zoom).

Дополнительно: запрос на ссылку для слушателей (не докладчиков) следует отправить до 7 ноября 2021 г. по адресу: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Концепция конференции

Отечественная литература и личность русского писателя, еще в XIX в. приобретшие высокий статус, к началу ХХ в. стали неотъемлемой составляющей общественно-политической жизни. Журналистика не только принимала участие в создании и разрушении писательских репутаций, но и адаптировала для широкого читателя смыслы, содержавшиеся в произведениях, устанавливала место писателя в идейной борьбе того времени, освещала диспуты, споры литераторов, философов, журналистов, участвовала в формировании групп, объединений, развенчивала их концепции или пропагандировала их цели и задачи. 

На конференции планируется обсудить особенности функционирования художественной литературы как фактора формирования культурно-общественного ландшафта кризисной эпохи накануне революционных потрясений и сделать важный шаг к выработке надежного инструментария, позволяющего осмыслить бытование литературы в сфере общественного внимания, в живом движении времени и в связи с собственными закономерностями развития журналистики и литературы.

ПРОГРАММА

В рамках Международной научной конференции «Большие и малые вехи русского апокалипсиса: Война и революция в русской литературе и искусстве первой четверти XX века» (ИМЛИ РАН, Москва, 21–22 октября 2021) С.В. Федотова выступила с докладом «Литературный конкистадор: Корней Чуковский в 1905 году». Предметом анализа стал малоизученный эпизод из творческой биографии Чуковского – первые шаги одесского газетчика в столичной литературе весной 1905 г. Именно с ним связан первый конкистадорский захват Чуковским столичной прессы и, по-видимому, первый скандал, затрагивающий важный вопрос о репутации провинциального новичка на литературном поле дореволюционной России. Впервые было доказано, что основным наставником Чуковского в этот период был полузабытый критик и историк литературы Е.А. Соловьев-Андреевич (1866–1905), рекомендовавший молодого критика издателям массовых периодических изданий, в частности, журнала «Театральная Россия». Активность Чуковского весной 1905 г. в этом журнале очень высокая: его рецензии и «Заметки читателя» появляются почти без исключения в 13 номерах, часто – по две публикации в номере. Здесь же в связи со скоропостижной смертью наставника опубликован некролог «Памяти Евгения Соловьева» (10 сент. № 37), построенный на личных воспоминаниях, определении роли покойного писателя в русской литературе в целом и литературной судьбе Чуковского в частности. В центре доклада оказалось новонайденное открытое письмо вдовы Соловьева в журнал «Театральная Россия», опровергающего некрологическую статью Чуковского. В письме негативно оценивается литературная репутация начинающего критика и ставится под сомнение степень достоверности его воспоминаний о покойном Соловьеве. Оправдательный ответ обвиняемого написан на незаполненных листах названного письма. Скандальный инцидент не стал достоянием печати в связи с закрытием журнала в октябре 1905 г., в силу чего введение в научный оборот архивного материала о первом (несостоявшемся) скандале имеет большое значение для изучения творческой биографии Чуковского-критика в дореволюционное время.

Программа конференции

В электронном журнале «Новые российские гуманитарные исследования» (2021. Т. 16) опубликованы материалы Х Международной конференции молодых ученых и аспирантов «Идиллия, буколика, деревня в истории, культуре, литературе» (25–27 мая 2021 г.). Среди них – тезисы доклада Е.М. Захаровой «От публицистики к литературе: город vs идиллическое сознание в фельетонах Шпильки (по материалам газеты "Южный край" 1900–1905 гг.)», прочитанного во 2-й секции «Город vs деревня в истории и культуре». Организаторами конференции выступили Совет молодых ученых Института российской истории РАН, Совет молодых ученых Института мировой литературы им. А. М. Горького РАН, научная лаборатория «Rossica: русская литература в мировом культурном контексте», Центр русского языка и культуры им. А.Ф. Лосева, Институт филологии Московского педагогического государственного университета. В конференции приняли участие более 50 докладчиков из 12 городов (Москвы, Санкт-Петербурга, Красноярска, Новосибирска, Севастополя, Самары, Тамбова, Ростова-на-Дону, Пекина).

 Харьков.jpg

Реестр наиболее важных архивных материалов, посвященных взаимодействию литературы и журналистики (с описанием мест хранения), пополнен 30 новыми позициями из РО ИРЛИ, РГАЛИ, ОР ИМЛИ по следующим персонам: Александровский В.Д., Анисимов Ю.П., Гарин С.А., Гершензон М.О., Замятин Е.И., Иванов В.И., Ивнев Р., Каменский В.В., Кипен А.А., Клюев Н.А., Луначарский А.В., Лунц Л.Н., Ляшко Н.Н., Мережковский Д.С., Монтеверде П.А., Морозов П.О., Мошин А.Н., Недоброво Н.В., Немирович-Данченко В.И., Нестеров А.К., Нефедов Ф.Д., Никитин Н.Н., Новиков-Прибой А.С., Шенгели Г.А., Шершеневич В.Г., Шик М.Я., Ширяевец А.В., Щепкина-Куперник Т.Л., Эллис [Кобылинский Л.Л.], Эренбург И.Г. С учетом данных дополнений реестр на сегодняшний день содержит 137 персон, 5 организаций, а также 19 периодических изданий. В свою очередь, «Роспись архивных материалов» также пополнилась новыми позициями (75 пунктов) из РО ИРЛИ, РГАЛИ, ОР ИМЛИ, РГИА, для газет «Новь», «Русская воля», «Финляндская газета» и журналов «Детское чтение», «Ежемесячный журнал», «Огни», «Серый волк». Наконец, в раздел «Библиография печатных работ» включены 133 новых позиции. Для удобства использования доступные в сети работы снабжены гиперссылками, позволяющими всем посетителям сайта знакомиться с полными текстами. Таким образом, «Библиография печатных работ» продолжает функционировать как электронная библиотека. Общее количество добавленных на сегодняшний день гиперссылок: «Монографии и сборники» – 32; «Статьи» – 378; «Диссертации» (прежде всего – авторефераты) – 81; «Справочные издания» – 44; «Учебная литература» – 18.

Архив.jpg

Е.М. Захарова выступила с очередными докладами по теме проекта. 6 октября 2021 г. она представила тему «Фельетонная критика "Южного края" в 1900–1905 гг. (Н.И. Черняев)» на Международной научной конференции «Писатель versus критик: социальные роли, жанровые предпочтения, язык» (Санкт-Петербург, ИРЛИ РАН). До сих пор феномен фельетонной критики газеты «Южный край», несмотря на обширный текстовый материал, не становился специальным объектом исследования. Наследие таких авторов, как Шпилька (Василий Иванов), Н. Лухманова, А. Грузинский предоставляет широкие возможности для анализа стратегий и тактик фельетона в конце XIX – начале XX вв. Корпус литературно-критических сочинений другого постоянного автора харьковской газеты, Н.И. Черняева (Н.Ч.), заслуживает отдельного внимания не только из-за богатства жанровой палитры, но и благодаря оригинальности взгляда автора на литературу. Так, в его текстах литературно-критически осмысляются и современные, и признанные классическими произведения («В.А. Жуковский в характеристиках поэтов, современников и критики», «"Горе от ума" А.С. Грибоедова», «Заметки о Лермонтове»). Специфичность литературных заметок Черняева, кроме того, состоит в их цикличности и теснейшей связи между высказываниями, а также в насыщенности политическими и актуальными социальными мотивами («Харьковские уличные песни»). См. Программу.

Другой доклад на тему «Женский вопрос в газете "Южный край" (Н.А. Лухманова)» был прочитан Е.М. Захаровой 12 октября 2021 г. на Международной научной конференции «Женское творчество в культуре модерности» (Москва, ИМЛИ РАН). На страницах крупнейшей харьковской газеты «Южный край» в период 1900–1905 гг. регулярно поднимались такие актуальные вопросы, как ход и последствия русско-японской войны, освещение заметных судебных разбирательств, анализ действий правительства во внутренней и внешней политике. Среди постоянных авторов издания в это время по жанровому и тематическому диапазону выделяется известная феминистскими взглядами Надежда Александровна Лухманова (1844–1907). Писательница нередко публиковала продолжающиеся на страницах нескольких номеров фельетоны, так или иначе раскрывающие проблематику «женского вопроса» («Он и она», «Новая женщина», «Женщина о женщинах»). См. Программу.

Уважаемые коллеги! Сообщаем о выходе в свет коллективной монографии "Русская литература и журналистика в предреволюционную эпоху: формы взаимодействия и методология анализа". Это второй выпуск новой научной серии, посвященной изучению форм взаимодействия русской литературы и журналистики в кризисную эпоху начала ХХ века. Основные авторы — участники проекта РНФ (№ 20-18-00003), а также специально приглашенные ученые, эксперты в данной области. Структура книги полностью подчинена решению стоящих перед творческим коллективом задач и включает исследования фундаментального характера; аналитические обзоры не только центральных, но и региональных газет; публикации малоизвестных и забытых текстов из периодики и архивов, снабженные комментарием; библиографические и справочные материалы. Издание рассчитано на филологов и на представителей других гуманитарных дисциплин, интересующихся таким сложным, рассредоточенным, диффузным и полижанровым явлением, как русская периодическая печать предреволюционной эпохи. Ознакомиться с оглавлением можно по ссылке.

Обложка чб 

9 сентября 2021 г. Е.И. Орлова приняла участие в работе конференции «ХII Международные Крымские Герцыковские чтения “Серебряный век в Крыму: взгляд из ХХI столетия”» в г. Судаке (Республика Крым). Она выступила дистанционно с пленарным докладом «М.А. Волошин в газете “Русская молва” (1913)». Сотрудничество М.А. Волошина в газете «Русская молва» было непродолжительным, как и само существование газеты, но продуктивным. Результатом его явилась публикация  15 марта 1913 г. ныне хорошо известной статьи Волошина  «Русская трагедия возникнет из Достоевского». Беспартийная независимая ежедневная газета «Русская молва» выходила в Петербурге с декабря 1912 до августа 1913 г. Это было качественное издание, рассчитанное на широкую просвещенную аудиторию. Газета поступала в продажу во всех городах России и во многих городах Европы.  Ее направление следует характеризовать как либеральное и умеренно оппозиционное по отношению к правительству, несмотря на сугубо отрицательную аттестацию, данную ей в 1913 г. В.И. Лениным. Псевдодемократизм, национализм, буржуазность – эти характеристики, надолго определившие в советское время отношение к газете, оказываются ложными и не подтверждаются ее реальным содержанием. Для историков журналистики и литературы в  XXI веке важно, что в газете сотрудничали А.А. Блок, А.М. Ремизов, Б.А. Садовской, В. Княжнин, Саша Черный, Л.Я. Гуревич, Б.М. Эйхенбаум и др. Сотрудничество с «Русской молвой» Волошина началось по его инициативе через посредство П.Б. Струве и затем Л.Я. Гуревич. Волошин в январе 1913 выражает готовность давать статьи с апреля по ноябрь и в качестве примера собственной «газетной манеры» предлагает статью из «Утра России» «О смысле катастрофы, постигшей картину Репина» (Утро России. 1913. 19 янв. № 16). Гуревич солидаризируется с позицией Волошина, выраженной в этой статье. Главным же событием  сотрудничества Волошина в «Русской молве» становится статья о Достоевском. В ряду написанного Волошиным о его любимом писателе она занимает центральное место.

Программа конференции

6 октября 2021 года в Институте русской литературы (Пушкинский Дом) в рамках Международной научной конференции «Писатель versus критик: социальные роли, жанровые предпочтения, язык» О.И. Шапкина  выступила с докладом «Художественно-публицистические выступления А.А. Измайлова в газете “Русское слово”», в котором кратко охарактеризовала историю сотрудничества журналиста с газетой. Для более наглядной демонстрации некоторых положений были использованы тексты писем А.А. Измайлова к Ф.И. Благову, В.М. Дорошевичу и И.Д. Сытину, хранящиеся в НИОР РГБ. Кроме того, произведен анализ некоторых обнаруженных публикаций А.А. Измайлова в конкретных номерах газеты, поставлена проблема отсутствия полного перечня публикаций данного автора в издании. Все материалы разделены на четыре группы: проза, поэзия, обзоры книг и журналов и публицистика. Отмечено обращение А.А. Измайлова к жанрам, популярным в XVIII–XIX веках, – оде («Ода лироэпическая на сокрушение Крушевана») и басне («Тришкин кафтан», «Напраслина», «Ротмистр на воеводстве», «Синица»).

Russkoje slovo

Программа конференции