Новости
В рамках Международной научной конференции «Критики и писатели: формирование литературной репутации в конце XIX – начале XX вв.» (Санкт-Петербург, ИРЛИ РАН, 6 – 7 октября 2022 г.) было представлено пять докладов по материалам, подготовленным в ходе реализации проекта РНФ № 20-18-00003. А.А. Холиков выступил с докладом «“Завет Белинского”: источниковедческие и методологические аспекты творческой лаборатории Д.С. Мережковского как ключ к изучению репутации литературного критика и писателя». С опорой на черновые выписки Мережковского, которые хранятся в РО ИРЛИ и не осмыслялись в обозначенной перспективе, дана оценка использованных писателем источников на фоне развернувшейся в начале ХХ века дискуссии о «наследии» Белинского между Ю.И. Айхенвальдом, Е.А. Ляцким, Ивановым-Разумником и др.; установлены явные и скрытые переклички с ее участниками, а также отличие от них. В докладе Е.А. Андрущенко «“Правильная присылка статей” и “правильная присылка гонорара”: Мережковский и газета “Речь”» на материале писем 1908 – 1909 гг. в указанное периодическое издание проанализирована сознательная деятельность Мережковского по формированию репутации не только как выдающегося писателя, печатающего произведения уже второй трилогии, но и яркого полемиста и общественного деятеля, что обеспечивало постоянное присутствие его имени на страницах газеты. В выступлении С.В. Федотовой «Два “короля фельетонистов”: Корней Чуковский и Влас Дорошевич» детально рассмотрена история отношений знаменитых критиков в дореволюционной периодике; показаны фактические нестыковки и анахронизмы, содержащиеся в автобиографическом мифе Чуковского, связанном с историей его приглашения Дорошевичем к сотрудничеству с «Русским словом»; выдвинуто предположение, согласно которому Чуковский выстраивал собственную литературную биографию по сюжету создания ускоренной репутации. В свою очередь, доклад Е.М. Захаровой «Сербский культурный код в газете “Речь”: информационное пространство в 1916 г.» выявил на уровне информационной повестки издания факты углубления культурных связей между Сербией и Россией, которые позволили Белграду в 1928 г. стать местом проведения Первого (и единственного) съезда русских писателей и журналистов за границей, в котором участвовали А.И. Куприн, Вас.И. Немирович-Данченко, Б.К. Зайцев, З.Н. Гиппиус, Д.С. Мережковский и др. Наконец, О.И. Шапкина представила аналитический обзор по теме «Литературная репутация и творчество С. Пшибышевского в России начала ХХ века (по материалам модернистских журналов)». Наряду с рецензиями на книги писателя и театральные постановки, заметками и статьями о его творчестве особого внимания заслужил спор о публикациях произведений Пшибышевского между «Скорпионом» и издательством В.М. Саблина, развернувшийся на страницах журнала «Весы».
Уважаемые коллеги! Публикуем программу Международной научной конференции «Русская литература и журналистика в предреволюционную эпоху: региональный аспект».
Время: 20 – 21 октября 2022 г.
Место проведения:
Институт мировой литературы имени А.М. Горького РАН; Online (платформа Zoom).
Дополнительно:
запрос на ссылку для слушателей (не докладчиков) следует отправить до 15 октября 2022 г. по адресу: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Концепция конференции
Развитие русской провинциальной печати и феномен ее взаимодействия с печатью столичной всегда вызывал напряженный интерес исследователей. Но фигура русского писателя в этом взаимодействии все еще остается на периферии внимания ученых. Между тем в истории русской литературы и журналистики начала ХХ века немало важнейших обстоятельств обусловлено именно ею. Таким образом, на конференции впервые планируется специально обсудить роль писателя в становлении и развитии провинциальной газеты в предреволюционную эпоху, его воздействие на смену направления газеты или на изменение ее «литературного» лица, на деятельность мастеров слова как пропагандистов политических и общественных идей, на их участие в разработке «провинциальной» тематики, в эстетической оценке произведений, опубликованных на окраинах империи и в столицах. Организаторы конференции надеются, что ее участники смогут соединить размышления о типологии провинциальной печати с определением места и роли писателя в ее направлениях в предреволюционную эпоху, проанализировать особенности рецепции столичных литературных событий и материалов, рассмотреть влияние коммерциализации на этот процесс, сделать выводы о том, как художественная литература и писательская личность бытовали в сфере массового внимания в провинции.
15 – 16 сентября 2022 г. Е.И. Орлова приняла участие в Третьей Международной научно-практической конференции «Сурожские Чтения» (организатор – Министерство культуры Республики Крым, государственное бюджетное учреждение Республики Крым «Музей-заповедник "Судакская крепость"», г. Судак) и выступила с докладом «М.А. Волошин о роли поэта в кризисную эпоху».
145 лет со дня рождения Волошина и 90 лет по смерти дают нам возможность еще раз задуматься о его месте в художественной жизни своего времени, убедиться в актуальности его поэтических и публицистических выступлений даже сто лет спустя. В докладе ставится вопрос об эволюции взглядов Волошина, складывавшихся уже в ранние годы в стройную систему воззрений, которая не менялась, лишь получала развитие. Годы Первой мировой войны и русских революций были тем самым временем, когда Волошин приходит к твердому представлению о месте и роли поэта, вообще художника в своем времени и в обществе. В годы Гражданской войны он, неожиданно для некоторых его современников (но не для него самого), создает ряд поэтических портретов, составивших цикл «Личины» в задумывавшейся именно тогда книге «Неопалимая Купина». Поэт, по Волошину, скорбный свидетель, но не участник событий, он – «соучастник судьбы, раскрывающей замысел драмы». В этом его посредническая роль между Творцом и людьми, в этом также трагизм судьбы поэта.
Внимание! В разделе «Росписи и тексты» размещена электронная картотека росписи содержания газеты «Новое время» за 1914 – 1917 гг. Всего обработано 1324 номера: 358 номеров за 1914 г., 361 номер за 1915 г., 362 номера за 1916 г., 243 номера за 1917 г. В роспись включено 1503 материала по теме проекта РНФ № 20-18-00003. В настоящее время осуществляется тестирование возможностей ее использования в гуманитарных исследованиях.
В перспективе для поиска по встроенным фильтрам (автор публикации, заглавие, ключевые слова) роспись будет дополнена краткими аннотациями вошедших в нее материалов по аналогии с тем, что сделано нами для «Финляндской газеты» за 1914 – 1917 гг., «Нови» за 1915 г. и (частично) для «Южного края» (за март – апрель, июль – август 1900 г.), «Русского слова» (за 1 (13) февраля – 10 (23) марта 1900 г.; январь – февраль 1915 г.). См. об этом подробнее в разделе «Новости». Между тем опция «Поиск по всему сайту» позволяет уже сейчас учитывать в результатах загруженную на сайт информацию и работать с электронной картотекой не только вручную, но и в автоматическом режиме.
Описание и анализ структуры публикаций (рубрикации) в «Новом времени» предпринимаются в рамках регулярных семинаров, круглого стола и конференций. Кроме того, исследование данного издания с точки зрения форм взаимодействия литературы и журналистики будет опубликовано в специальном номере журнала по теме проекта.
Призываем всех заинтересованных присылать свои уточнения и материалы с помощью предусмотренной на сайте опции «Предложить пропущенное издание и/или уточнить информацию»!
Очередное заседание регулярно действующего семинара по теме проекта прошло с применением дистанционных технологий (на платформе Zoom) 23 сентября 2022 года.
В одном из ведущих отечественных изданий по филологии, индексируемых в WoS и Scopus, в журнале «Вестник Томского государственного университета. Филология» (2022. № 78), опубликована обширная рецензия (С. 225-238) на книгу с результатами работ по проекту РНФ № 20-18-00003: Русская литература и журналистика в предреволюционную эпоху: формы взаимодействия и методология анализа: коллективная монография / отв. ред. и сост. А.А. Холиков, при участии Е.И. Орловой. — М.: ИМЛИ РАН, 2021. Известные литературоведы, О.Е. Осовский и С.А. Дубровская, озаглавившие свой отзыв «"Великая задача поддержания и блюдения русской культуры": новая монография о литературе и периодике предреволюционной России», отмечают, что «основная заслуга рецензируемой монографии заключается в том, что ее авторы не только предложили новый взгляд на взаимоотношения литературы и журналистики в предреволюционную эпоху, но и аргументировали новые подходы, позволившие расширить проблемное поле и дополнить круг писательских имен и названий газетно-журнальной периодики». Рецензенты, в частности, пишут: «Сложное, многоаспектное, "диффузное", по выражению ответственного редактора, состояние литературного процесса предреволюционной эпохи потребовало от авторов междисциплинарного подхода. История отечественной литературы, теория и история журналистики соединились с политической и социальной историей России, сопровождались поисками новых методов и приемов, в том числе и ориентированных на опыт западных коллег, чья работа с медиатекстами различного уровня и наполнения сегодня привлекает достаточное внимание. Пожалуй, одна из самых сильных сторон теоретико-методологической составляющей книги заключается именно в разумном и взвешенном сочетании подходов и методов традиционной академической гуманитаристики и по-настоящему новых технологий (прежде всего – в сфере дигитализации архивного материала)...». «Тем самым, – заключают авторы отзыва, – был выработан новый алгоритм работы с газетным и журнальным текстом или их совокупностью, образующей газетно-журнальный метатекст. При этом монография не ограничивается реконструкцией сюжета "писатель в газете / журнале / альманахе". Общая цель была куда более амбициозной: воссоздать картину сложных и противоречивых взаимоотношений автора и издания как проекцию своеобразного диалога между литературой и журналистикой на определенном историческом этапе, в условиях многолетнего политического, идеологического, социального и культурного кризиса. Журнал и газета здесь становятся своего рода зеркалом, в котором отражается весь спектр проблем литературы и литературной жизни, литературных репутаций, психологии писательского творчества, с одной стороны, и механизмов подчинения / противостояния писателя конвейеру газетно-журнальной работы – с другой».
В высокорейтинговом журнале «Филологические науки. Научные доклады высшей школы» (2022. № 5. С. 89–96) опубликована статья А.В. Филатова «"Как будто судьбами своими мы поменялися с тобой": творческий диалог Н.С. Гумилева и С.М. Городецкого», в которой отразились результаты работ по проекту РНФ № 20-18-00003. Исследованы стихотворения Н.С. Гумилева и С.М. Городецкого, формирующие художественный диалог, который отражает развитие их литературных отношений в период существования «Цеха поэтов» и школы акмеизма. Отмечено, что бóльшая часть этого диалога представлена на страницах литературного журнала «Гиперборей» (1912–1913), являвшегося печатным органом «Цеха поэтов». Показано, как теоретические положения акмеизма воплощаются в произведениях его лидеров, посвященных друг другу. Объединяющим началом стихотворений Городецкого «С тех пор как в пламени и дыме…» и Гумилева «Отъезжающему» оказывается идея обмена судьбами. Она призвана продемонстрировать диалектическое единство эстетических взглядов двух синдиков, в ситуации которого взаимовлияние трансформирует личности и творчество обоих поэтов. Впервые показано, как усиление противоречий между акмеистами привело к разрушению этого диалога, что на текстуальном уровне отразилось в изменении названных стихотворений при их повторной публикации в книжном издании. Сделан вывод о существенной разнице между журнальными и книжными вариантами произведений, возникающей за счет как изменения текста, так и его помещения в новый контекст. В результате этого нивелируются семантические связи стихотворения с его изначальным окружением. Поскольку в книге стихов, как правило, публикуется итоговая версия произведения, это позволяет автору исключить из литературного процесса его первоначальный вариант.
Внимание! В разделе «Росписи и тексты» размещена электронная картотека росписи содержания газеты «Русское слово» за 1914 – 1917 гг. Всего обработано 1160 номеров. В роспись включено 3419 материалов, имеющих отношение к реализации проекта РНФ № 20-18-00003. В настоящее время осуществляется тестирование возможностей ее использования в гуманитарных исследованиях. В том же разделе дополнительно размещена аннотированная роспись материалов (217 позиций) газеты (№ 1–48) за период с 1 (14) января по 28 февраля (13 марта) 1915 года, согласно единому алгоритму, включающему сбор информации о полных выходных данных (в том числе с указанием страниц), принадлежности к газетной рубрике (при наличии), жанр. Вместе с тем дается краткая аннотация материала, вошедшего в роспись, а для нехудожественных текстов перечисляются ключевые имена, понятия и названия упоминаемых в публикации произведений. Для осмысления литературы в живом движении времени наряду с актуальными и потерявшими важность событиями роспись снабжена указанием главного события / новости дня с первых полос каждого газетного номера, включенного в нее. Встроенный фильтр позволяет осуществлять удобный автоматический поиск в рамках конкретного года газеты по нескольким позициям: автор публикации, заглавие, ключевые слова. Все указанные материалы росписи «Русского слова» за 1915 год (№ 1–48) снабжены сканами, доступными для просмотра и скачивания. Между тем опция «Поиск по всему сайту» позволяет работать с электронной картотекой в полном объеме не только вручную, но и в автоматическом режиме.
Напомним, что ранее на сайте проекта уже была размещена электронная картотека росписи содержания газеты «Русское слово» за шесть лет: 1900 – 1905 гг.: всего обработано 2137 номеров, в роспись включено 4988 материалов. Таким образом, в общей сложности только по «Русскому слову» на сегодняшний день обработано 3297 номеров, в роспись включено 8407 материалов (269 – дополнительно аннотированных и снабженных сканами). Описание и анализ структуры публикаций (рубрикации) в «Русском слове» предпринимались в рамках регулярных семинаров, круглого стола и конференций. Кроме того, обзорное исследование данного издания с точки зрения форм взаимодействия литературы и журналистики было опубликовано в коллективной монографии «Русская литература и журналистика в предреволюционную эпоху» (2-й выпуск новой научной серии по теме проекта).
Призываем всех заинтересованных присылать свои уточнения и материалы с помощью предусмотренной на сайте опции «Предложить пропущенное издание и/или уточнить информацию»!
Уважаемые коллеги! Сообщаем о выходе в свет новой книги: Русская литература и журналистика в предреволюционную эпоху: материалы к научной библиографии / сост. О.И. Шапкина; под общ. ред. А.А. Холикова. М.: АЛМАВЕСТ, 2022. Это третий выпуск новой научной серии, посвященной изучению форм взаимодействия русской литературы и журналистики в кризисную эпоху начала ХХ века. Публикуемые материалы — первый по своему масштабу опыт специального библиографического обзора русскоязычных научных исследований о взаимодействии отечественной литературы и журналистики в предреволюционную эпоху (преимущественно — 1900–1917 гг.). Перечень носит отнюдь не закрытый и не претендующий на исчерпывающую полноту, а базовый характер. Он рассчитан на филологов и на представителей других гуманитарных дисциплин, интересующихся таким сложным, рассредоточенным, диффузным и полижанровым явлением, как русская периодическая печать, роль которой в литературной жизни начала ХХ века огромна. См. подробнее по ссылке.
О первом выпуске данной научной серии - см. подробнее.
О втором выпуске данной научной серии - см. подробнее.
В высокорейтинговом журнале «Вестник славянских культур» (2022. Т. 64. С. 171–185) опубликована статья С.В. Федотовой «Воспоминание с отброшенным ключом: Чуковский о Мережковском», в которой отразились результаты работ по проекту РНФ № 20-18-00003. Автор рассматривает позднюю дневниковую запись К. Чуковского о Мережковских (1968). На основе критического анализа существующих интерпретаций этого фрагмента выдвигается полемически заостренная гипотеза о том, что краткость и парадоксальность записи соответствует жанру и структуре литературно-абсурдистского анекдота, смысл которого остается скрытым от читателя. Правомерность предложенной дефиниции — «воспоминание с отброшенным ключом» — доказывается путем реконструкции биографического, историко-литературного и ценностно-смыслового контекста диалога о Репине и Блоке, идентифицированных Мережковскими как «молдаване». Детально анализируется личное и творческое взаимодействие Чуковского с Мережковскими до и после революции 1917 г.; выясняется, что смысл отождествления Мережковскими Репина и Блока с «молдаванами» в «анекдоте» Чуковского имеет двойственную временную природу: в случае Репина актуализируются события 1900–1910 гг.; случай Блока ретроспективно осмысляется из точки идеологического разрыва Мережковских с автором поэмы «Двенадцать». Вывод исследования заключается в том, что «воспоминание» Чуковского имеет компрессионный и постановочный характер: в нем наслаиваются разновременные события, репрезентирующие в форме этнического анекдота (само)противопоставление Мережковских и Репина, Блока, Чуковского, за которым скрываются важнейшие для Чуковского проблемы социокультурной самоидентификации, психологии творчества и личности, эстетики и философии жизни. «В парадоксально заостренной форме Чуковский обнажил наиболее характерную, по его мнению, черту Мережковских, но не прямо, не "в лоб", а опосредованно — через их (само)противопоставление гениальным художникам русской культуры, Репину и Блоку, перед которыми преклонялся всегда. Обыграв архаичную оппозицию "свой" — "чужой" в форме этнического анекдота о молдаванах (кстати, чрезвычайно распространенного как раз в СССР, а не в царской России), он профессионально задействовал доминантную эстетическую функцию этого жанра».
Страница 8 из 21