Е.М. Захарова выступила с очередными докладами по теме проекта. 6 октября 2021 г. она представила тему «Фельетонная критика "Южного края" в 1900–1905 гг. (Н.И. Черняев)» на Международной научной конференции «Писатель versus критик: социальные роли, жанровые предпочтения, язык» (Санкт-Петербург, ИРЛИ РАН). До сих пор феномен фельетонной критики газеты «Южный край», несмотря на обширный текстовый материал, не становился специальным объектом исследования. Наследие таких авторов, как Шпилька (Василий Иванов), Н. Лухманова, А. Грузинский предоставляет широкие возможности для анализа стратегий и тактик фельетона в конце XIX – начале XX вв. Корпус литературно-критических сочинений другого постоянного автора харьковской газеты, Н.И. Черняева (Н.Ч.), заслуживает отдельного внимания не только из-за богатства жанровой палитры, но и благодаря оригинальности взгляда автора на литературу. Так, в его текстах литературно-критически осмысляются и современные, и признанные классическими произведения («В.А. Жуковский в характеристиках поэтов, современников и критики», «"Горе от ума" А.С. Грибоедова», «Заметки о Лермонтове»). Специфичность литературных заметок Черняева, кроме того, состоит в их цикличности и теснейшей связи между высказываниями, а также в насыщенности политическими и актуальными социальными мотивами («Харьковские уличные песни»). См. Программу.

Другой доклад на тему «Женский вопрос в газете "Южный край" (Н.А. Лухманова)» был прочитан Е.М. Захаровой 12 октября 2021 г. на Международной научной конференции «Женское творчество в культуре модерности» (Москва, ИМЛИ РАН). На страницах крупнейшей харьковской газеты «Южный край» в период 1900–1905 гг. регулярно поднимались такие актуальные вопросы, как ход и последствия русско-японской войны, освещение заметных судебных разбирательств, анализ действий правительства во внутренней и внешней политике. Среди постоянных авторов издания в это время по жанровому и тематическому диапазону выделяется известная феминистскими взглядами Надежда Александровна Лухманова (1844–1907). Писательница нередко публиковала продолжающиеся на страницах нескольких номеров фельетоны, так или иначе раскрывающие проблематику «женского вопроса» («Он и она», «Новая женщина», «Женщина о женщинах»). См. Программу.

Уважаемые коллеги! Сообщаем о выходе в свет коллективной монографии "Русская литература и журналистика в предреволюционную эпоху: формы взаимодействия и методология анализа". Это второй выпуск новой научной серии, посвященной изучению форм взаимодействия русской литературы и журналистики в кризисную эпоху начала ХХ века. Основные авторы — участники проекта РНФ (№ 20-18-00003), а также специально приглашенные ученые, эксперты в данной области. Структура книги полностью подчинена решению стоящих перед творческим коллективом задач и включает исследования фундаментального характера; аналитические обзоры не только центральных, но и региональных газет; публикации малоизвестных и забытых текстов из периодики и архивов, снабженные комментарием; библиографические и справочные материалы. Издание рассчитано на филологов и на представителей других гуманитарных дисциплин, интересующихся таким сложным, рассредоточенным, диффузным и полижанровым явлением, как русская периодическая печать предреволюционной эпохи. Ознакомиться с оглавлением можно по ссылке.

Обложка чб 

9 сентября 2021 г. Е.И. Орлова приняла участие в работе конференции «ХII Международные Крымские Герцыковские чтения “Серебряный век в Крыму: взгляд из ХХI столетия”» в г. Судаке (Республика Крым). Она выступила дистанционно с пленарным докладом «М.А. Волошин в газете “Русская молва” (1913)». Сотрудничество М.А. Волошина в газете «Русская молва» было непродолжительным, как и само существование газеты, но продуктивным. Результатом его явилась публикация  15 марта 1913 г. ныне хорошо известной статьи Волошина  «Русская трагедия возникнет из Достоевского». Беспартийная независимая ежедневная газета «Русская молва» выходила в Петербурге с декабря 1912 до августа 1913 г. Это было качественное издание, рассчитанное на широкую просвещенную аудиторию. Газета поступала в продажу во всех городах России и во многих городах Европы.  Ее направление следует характеризовать как либеральное и умеренно оппозиционное по отношению к правительству, несмотря на сугубо отрицательную аттестацию, данную ей в 1913 г. В.И. Лениным. Псевдодемократизм, национализм, буржуазность – эти характеристики, надолго определившие в советское время отношение к газете, оказываются ложными и не подтверждаются ее реальным содержанием. Для историков журналистики и литературы в  XXI веке важно, что в газете сотрудничали А.А. Блок, А.М. Ремизов, Б.А. Садовской, В. Княжнин, Саша Черный, Л.Я. Гуревич, Б.М. Эйхенбаум и др. Сотрудничество с «Русской молвой» Волошина началось по его инициативе через посредство П.Б. Струве и затем Л.Я. Гуревич. Волошин в январе 1913 выражает готовность давать статьи с апреля по ноябрь и в качестве примера собственной «газетной манеры» предлагает статью из «Утра России» «О смысле катастрофы, постигшей картину Репина» (Утро России. 1913. 19 янв. № 16). Гуревич солидаризируется с позицией Волошина, выраженной в этой статье. Главным же событием  сотрудничества Волошина в «Русской молве» становится статья о Достоевском. В ряду написанного Волошиным о его любимом писателе она занимает центральное место.

Программа конференции

6 октября 2021 года в Институте русской литературы (Пушкинский Дом) в рамках Международной научной конференции «Писатель versus критик: социальные роли, жанровые предпочтения, язык» О.И. Шапкина  выступила с докладом «Художественно-публицистические выступления А.А. Измайлова в газете “Русское слово”», в котором кратко охарактеризовала историю сотрудничества журналиста с газетой. Для более наглядной демонстрации некоторых положений были использованы тексты писем А.А. Измайлова к Ф.И. Благову, В.М. Дорошевичу и И.Д. Сытину, хранящиеся в НИОР РГБ. Кроме того, произведен анализ некоторых обнаруженных публикаций А.А. Измайлова в конкретных номерах газеты, поставлена проблема отсутствия полного перечня публикаций данного автора в издании. Все материалы разделены на четыре группы: проза, поэзия, обзоры книг и журналов и публицистика. Отмечено обращение А.А. Измайлова к жанрам, популярным в XVIII–XIX веках, – оде («Ода лироэпическая на сокрушение Крушевана») и басне («Тришкин кафтан», «Напраслина», «Ротмистр на воеводстве», «Синица»).

Russkoje slovo

Программа конференции

В условиях распространения коронавирусной инфекции очередное заседание регулярно действующего семинара по теме проекта прошло с применением дистанционных технологий (на платформе Zoom) 28 сентября 2021 года.

Seminar 28.09.21

Внимание! В разделе «Росписи и тексты» размещена электронная картотека росписи содержания полного комплекта газеты «Новь» за 1914 – 1915 гг. В роспись включено 2678 материалов, имеющих отношение к реализации проекта РНФ № 20-18-00003. В них затрагиваются темы, связанные с литературой, музыкой, живописью, театром, архитектурой, скульптурой, философией. На страницах сравнительно недолго просуществовавшей газеты нашли отражение, в частности, такие события, как приезд в Москву Ф. Маринетти, Г. Уэллса, Г. Когена, протестные акции европейских суфражисток, исключение В. Розанова из Религиозно-философского общества, столетний юбилей Т. Шевченко, возвращение в Россию М. Горького, выставки авангардистов. Это свидетельствует о том, что газета «Новь» может служить ценным источником для изучения русской культуры начала XX века. В настоящее время осуществляется тестирование возможностей использования росписи в гуманитарных исследованиях. В перспективе для поиска по встроенным фильтрам (автор публикации, заглавие, ключевые слова) роспись будет дополнена краткими аннотациями вошедших в нее материалов. На сегодняшний день данные аннотации в сопровождении фотокопий самих газетных материалов уже представлены на сайте для 1915 года. Электронная картотека росписи подготовлена благодаря сотрудничеству с Р.А. Поддубцевым и при участии коллег с факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова (Е.В. Шарыгиной, С.А. Казаковой, В.Н. Артемьевой, Я.С. Горловой, В.Д. Горбуновой). Кроме того, исследование данного издания и печатная версия росписи будут опубликованы в коллективной монографии «Русская литература и журналистика в предреволюционную эпоху» (2-й выпуск новой научной серии по теме проекта). Призываем всех заинтересованных присылать свои уточнения и материалы с помощью предусмотренной на сайте опции «Предложить пропущенное издание и/или уточнить информацию»!

Внимание! В разделе «Росписи и тексты» размещена электронная картотека росписи содержания газеты «Русское слово» за шесть лет: 1900 – 1905 гг. Всего обработано 2137 номеров. В роспись включено 4988 материалов, имеющих отношение к реализации проекта РНФ № 20-18-00003. В настоящее время осуществляется тестирование возможностей ее использования в гуманитарных исследованиях. В перспективе для поиска по встроенным фильтрам (автор публикации, заглавие, ключевые слова) роспись будет дополнена краткими аннотациями вошедших в нее материалов по аналогии с тем, что сделано нами для «Финляндской газеты» за 1914 – 1917 гг. и (частично) для «Южного края» (см. об этом в разделе «Новости»). Процесс размещения аннотаций к материалам росписи «Русского слова» ведется (см. об этом в разделе «Новости»). Между тем опция «Поиск по всему сайту» позволяет уже сейчас учитывать в результатах загруженную на сайт информацию и работать с электронной картотекой не только вручную, но и в автоматическом режиме. Описание и анализ структуры публикаций (рубрикации) в «Русском слове» предпринимались в рамках регулярных семинаров, круглого стола и конференций. Кроме того, обзорное исследование данного издания с точки зрения форм взаимодействия литературы и журналистики будет опубликовано в коллективной монографии «Русская литература и журналистика в предреволюционную эпоху» (2-й выпуск новой научной серии по теме проекта). Напомним, что ежедневная политическая, общественная, экономическая и литературная газета «Русское слово» выходила в Москве с 1895 по 1918 год и стала самым распространенным периодическим изданием России начала ХХ века. Опубликованная на сайте роспись дает возможность выявить «забытые» тексты, в том числе касающиеся рецепции творчества зарубежных авторов, а также образцы массовой словесности за указанный период. Призываем всех заинтересованных присылать свои уточнения и материалы с помощью предусмотренной на сайте опции «Предложить пропущенное издание и/или уточнить информацию»!

23 сентября 2021 года в Институте мировой литературы имени А.М. Горького РАН в рамках Международной научной конференции «Границы культурной эпохи: “Серебряный век”. К 100-летию смерти А. Блока и Н. Гумилева» С.В. Федотова выступила с докладом «Смерть А. Блока как “момент истины”: случай К. Чуковского», в котором рассмотрела жесткий самоанализ Чуковского-критика в траурные дни, подводя итог его дореволюционной критике и прогнозируя его дальнейшую писательскую судьбу. В центре выступления — история личных и творческих взаимоотношений Блока и Чуковского в новом ракурсе, выявляющем значение смерти поэта в писательской саморефлексии критика. Особое внимание уделяется «Книге об Александре Блоке», в основном законченной Чуковским при жизни поэта, одобренной им и увидевшей свет в 1922 г. Это одна из первых монографий о Блоке, полностью посвященная анализу его поэзии как восхождению к поэме «Двенадцать». Книга обобщает и развивает интерпретации и оценки творчества Блока, высказанные Чуковским-критиком в статьях дореволюционного времени. Согласно выдвинутой гипотезе, работа над книгой стала важным поворотным пунктом в литературной карьере Чуковского: она продемонстрировала талантливость, эстетическую чуткость и смелость критика, который одним из первых назвал Блока «великим национальным поэтом», а поэму «Двенадцать» — гениальной (еще при жизни автора). В то же время книга выявила определенные границы критического метода, укорененного в фельетонном стиле (что косвенно подтверждается рядом провальных лекций Чуковского о Блоке в апреле-мае 1921 г.). Кончина Блока стала для Чуковского кардинальным пересмотром прежних ценностей, вызвала безжалостный самоанализ перед фактом смерти поэта («в литературе я ничто, фальшивый фигляр — не умеющий по-настоящему и слово сказать»). Рефлексы этого «момента истины» прослеживаются в воспоминаниях Чуковского о Блоке разных лет, что позволяет выявить изменения авторской самоконцепции мемуариста на материале автодокументальной психологической прозы.

Программа конференции

24 сентября 2021 года в Институте мировой литературы имени А.М. Горького РАН в рамках Международной научной конференции «Границы культурной эпохи: “Серебряный век”. К 100-летию смерти А. Блока и Н. Гумилева» А.В. Филатов выступил с докладом «Последний конфликт Н.С. Гумилева и С.М. Городецкого (на материале газетной публицистики 1920 г.)». В выступлении были рассмотрены критико-публицистические статьи и стихотворения С.М. Городецкого, напечатанные в петроградских «Известиях» и «Красной газете» в августе – сентябре 1920 г. и направленные против интеллигенции, в частности, содержащие критику переводческой деятельности издательства «Всемирная литература», сотрудниками которого на тот момент были Н.С. Гумилев и А.А. Блок. По мнению докладчика, Гумилев, как бывший соратник, был основной целью нападок Городецкого на «религиозничество», «переводчество и «теоретизацию» петроградских ученых и литераторов, поскольку в своих статьях поэт-коммунист оставляет явные отсылки на тексты Гумилева. Подчеркивается, что в ряде своих публикаций Городецкий воспроизводит собственную стратегию критики символистов, используя оппозицию «живого» и «мертвого» и создавая образ гниющей интеллигенции (стихотворение «Покойнички», статьи «Разложение интеллигенции», «Интеллигенция и революция»). Также была подробно проанализирована статья Городецкого «Лазарь, выходи из гроба!», в которой он цитирует недошедшее до нас письмо Гумилева, и предпринята попытка реконструировать содержание и интенцию этого письма.

Izv Kras 

Программа конференции

В журнале "Литературный факт" (2021. № 2 (20)) вышла публикация С.В. Федотовой «"Любопытный малый": письма З.Н. Гиппиус и Д.С. Мережковского к К.И. Чуковскому (1907–1920)». Впервые публикуется и комментируется корпус писем Д.С. Мережковского и З.Н. Гиппиус к К.И. Чуковскому, которые позволяют реконструировать малоизвестную историю отношений писателей-богоискателей и критика-фельетониста. Даже при отсутствии встречных писем эпистолярий представляет большой историко-литературный интерес, особенно первая его часть, документирующая начальный этап личного общения Мережковских в период первой парижской эмиграции с молодым Чуковским, а также обстоятельства и условия возникновения их дружеского взаимодействия. Вторая часть эпистолярия подтверждает фактическую точность дневников Чуковского революционных лет и имеет большое значение для реконструкции биографии Мережковского предэмиграционного периода.

LF 2021 2 20 cover 1