1 марта 2024 г. состоялось первое в этом году и семнадцатое с начала реализации проекта заседание регулярно действующего семинара. Руководитель проекта ознакомил участников творческого коллектива с результатами экспертиз по промежуточному отчету за 2023 г., а также представил общий план дальнейших работ.

Логотип_РНФ__ч.jpg

Seminar_01.03.24.jpg

16 февраля 2024 г. О.И. Шапкина выступила с докладом «Воспитательная функция детского журнала “Проталинка”» на Международной научно-практической конференции «ХХIX Шешуковские чтения. Ценности и смыслы русской литературы XX–XXI веков: традиции и современное прочтение» в Московском педагогическом государственном университете. Дореволюционный детский журнал «Проталинка» старался популяризировать среди юных читателей русский фольклор и народную культуру. Редактор издания А.П. Печковский «почитал своим долгом любить красоту родной земли во время, когда истинное русское народное искусство находилось на грани исчезновения». Анализ содержания журнала позволил выявить, какие нравственные ценности пропагандировала редакция, как сюжеты художественных произведений влияли на формирование моральных ценностей детей в предреволюционные годы.

19–20 января 2024 г. доклады с результатами работ по проекту РНФ № 20-18-00003-П были представлены в рамках Международной филологической конференции «Поэтика текста» в Тверском государственном университете. Так, выступление А.В. Филатова «Очерки С.М. Городецкого “В стране ручьев и вулканов” как циклическое единство» было посвящено анализу названного цикла очерков, занимающего переходное положение между группой публицистических текстов поэта и его незавершенным автобиографическим романом «Сады Семирамиды». Установлен состав цикла, включающий 11 очерков, напечатанных в газете «Кавказское слово», и до сих пор не опубликованный в полном и правильном виде. Показано, что отсутствие общего заглавия у трех первых очерков и их последующее ретроспективное включение в сквозную нумерацию частей цикла, сделанное в сноске к заглавию четвертой части, свидетельствует о пограничном статусе исследуемых материалов и стремлении Городецкого уже в процессе публикации усилить их структурно-семантическое единство, типологически приближающееся к целостности художественного произведения. На сюжетно-композиционном уровне это подтверждается наличием общего вступления, подчеркивающего определенную хронологическую и эстетическую дистанцию между описываемыми событиями и рассказом о них, личностью автобиографического повествователя, доминированием принципа контраста, представленного уже в заглавии цикла, и общностью хронотопических характеристик Ванской области, приобретающей в очерках черты лиминального пространства – одновременного волшебного, связанного с древней историей этого края, и пугающего, отсылающего к современным событиям Первой мировой войны. Проиллюстрирована связь газетных текстов Городецкого с романом «Сады Семирамиды», структура которого также имеет черты прозаического цикла, и сделан вывод, что циклизация публицистических текстов может представлять собой промежуточный этап в эстетизации биографического материала и создания на его основе художественного произведения. В свою очередь, Е.М. Захарова в докладе «Литературный отдел "Южного края": поэтика фельетонистики» проследила жанровую и стилевую трансформацию литературных текстов указанной газеты после 1914 г. на материале произведений М. Арцыбашева, В. Суворовской, А. Грузинского, Хорольского и других авторов, а также переводов. Особое внимание при этом уделено художественным фельетонам без подписей, таким как «Невеста из Карателя», «Орлица», «Какой артист». Другая группа привлеченных к анализу текстов – нехудожественные статьи и заметки различной тематики: проблемы городского хозяйства Харькова, осмысление частных вопросов внутренней политики, прогнозы относительно действий властей в международном сотрудничестве. Рассмотрена специфика сочетания художественных и публицистических черт привлеченных к анализу фельетонов.

Программа конференции

В журнале «Новый филологический вестник» (2023. № 4 (67)) вышла публикация А.В. Филатова «Акмеизм в оценке С.М. Городецкого (на материале газетных публикаций 1914–1915 гг.). Статья 1» с результатами работ по проекту РНФ № 20-18-00003-П. Статья посвящена рассмотрению эволюции отношения С.М. Городецкого к акмеизму и творчеству его представителей после прекращения сотрудничества с Н.С. Гумилевым и завершения работы первого «Цеха поэтов» в апреле 1914 г. Высказывается предположение, что Городецкий двигался в сторону критического восприятия этого поэтического течения постепенно, однако его собственная оценка акмеизма даже в советское время никогда не была однозначно негативной. На материале критико-литературных текстов Городецкого, опубликованных в 1914–1915 гг. в газетах «Речь» и «Биржевые ведомости», показано, что поэт в эти годы по-прежнему разделял ряд эстетико-философских принципов акмеизма, выступая в печати с авторитетной позиции основателя и теоретика этой литературной школы. В своих статьях он критиковал поэтов круга акмеизма за нарушение его художественных положений, либо отмечал их верность его теоретическим постулатам. В период Первой мировой войны Городецкий продолжал развивать свою концепцию акмеистического мировоззрения как оппозиции символистского, уделяя большое внимание общественным задачам поэта в кризисную эпоху, в частности, необходимости отклика на военные события и их отражения в творчестве. На этом фоне он высоко оценил военные стихи Гумилева, написанные под впечатлением от реально пережитого на фронте, увидев в них образец поэзии акмеизма. Дальнейшая эволюция отношения Городецкого к основанной им литературной школе, завершившаяся ее полной переоценкой, будет рассмотрена во второй статье.

Gorodetsky.png

7–8 декабря 2023 г. доклады с результатами работ по проекту РНФ № 20-18-00003-П были представлены в рамках Международной научной конференции «“Круг Мережковских”: литература между философией и религией» в ИМЛИ РАН. Так, концептуальный анализ литературной критики К. Чуковского и Д. Мережковского позволил С.В. Федотовой («“Уже не плоть, еще не дух”: неявная полемика о душе между Д. Мережковским и К. Чуковским») выявить истоки, своеобразие и контекст эстетико-психологической категории «душа» в творчестве двух авторов. В свою очередь, А.А. Холиков впервые предпринял специальное изучение заметки Д. Мережковского «Кто убил?» (1913), включенной в авторский сборник «Было и будет: Дневник. 1910–1914» (1915), с точки зрения текстологии и реального комментария. С опорой на архивные материалы реконструирован купированный фрагмент текста и уточнена его датировка, а обращение к газетам периода судебного процесса по нашумевшему «делу Бейлиса» позволило наиболее полно восстановить религиозно-философский, общественно-политический и юридический контексты этой заметки.

Мережковские.jpg

Программа конференции

Внимание! В результате обработки 1604 номеров дополнена роспись содержания газеты «Новое время» за 1901–1905 гг. в части литературных публикаций на 3239 позиций. Общее количество позиций в росписи указанного периода составило 6207 единиц. Номера «Нового времени» начала 1900-х представляются максимально трудными с точки зрения обработки и аннотирования. Они включают порой до 15 страниц (и в каждом номере – более 10 материалов, подлежащих росписи по их соответствию теме проекта). Фронтальному просмотру подвержены все наличествующие в газете «жанры»: стихотворение, цикл стихотворений, очерк, рассказ, объявление, рецензия, воспоминание, статья (в их числе статьи публицистические, исторические, литературно-критические), зачастую занимающие до трех «подвалов» газеты), фельетон, полемика, интервью (в том числе и хроники с элементами интервью), репортаж, хроника, журнально-газетный обзор, корреспонденция, письмо в редакцию, отчет, некролог. Картотека опубликована на сайте в разделе «Росписи и тексты». Элементы аннотирования включены в библиографические описания позиций электронной картотеки. Опция «Поиск по всему сайту» позволяет учитывать в результатах загруженную на сайт информацию и работать с электронной картотекой не только вручную, но и в автоматическом режиме. В настоящее время продолжается тестирование возможностей ее использования в гуманитарных исследованиях.

Напомним, что ранее на сайте проекта также была размещена электронная картотека росписи содержания газеты газеты «Новое время» за 1914 – 1917 гг. В роспись включено 1503 материала по теме проекта РНФ № 20-18-00003. Описание и анализ структуры публикаций (рубрикации) в «Новом времени» предпринимались в рамках регулярных семинаров, круглых столов и конференций. Кроме того, обзорное исследование данного издания с точки зрения форм взаимодействия литературы и журналистики опубликовано в коллективной монографии «Русская литература и журналистика в предреволюционную эпоху» (2-й выпуск новой научной серии по теме проекта). См. также другие публикации участников проекта по материалам «Нового времени».

Призываем всех заинтересованных присылать свои уточнения и материалы с помощью предусмотренной на сайте опции «Предложить пропущенное издание и/или уточнить информацию»!

28 ноября 2023 года Е.А. Андрущенко выступила с докладом «"Пропадают для русской литературы...": А.Н. Толстой и Н.В. Чайковский в газетных публикациях и эпистолярии» на Международной научной конференции «Алексей Толстой: личность в контексте эпохи». В основе доклада лежит тезис о том, что русские писатели использовали периодическую печать, прежде всего газеты, не только для публикации своих статей, очерков, рассказов, но и для ведения общественной, политической борьбы, а иногда и сведения личных счетов. Особенно остро это проявилось перед революцией 1917 года и сразу после нее, когда противоречия между писателями в России и в эмиграции были обнажены. В докладе освещается роль газет «Последние новости», «Накануне», «Руль», «Сегодня» и журнала «Жизнь искусства» в борьбе за А.Н. Толстого, после революции уехавшего в эмиграцию, но вскоре вернувшегося в Советскую Россию. Известный сюжет с публикацией «Открытого письма гр. А. Толстого Н.В. Чайковскому», опубликованного в газете «Накануне» (Берлин), рассматривается в новой оптике – с привлечением публикаций названных газет и писем З.Н. Гиппиус к Н.В. Чайковскому. Это позволяет видеть истоки отношения Мережковских к А.Н. Толстому в их взаимоотношениях 1910-х годов, когда они воспринимали Толстого как молодого и подающего надежды писателя с сомнительной репутацией, сложившейся в результате его участия в делегации, направленной в Англию во время войны 1914 года совместно с сотрудником «Нового времени Е. Егоровым. Непримиримость Мережковских, принимавших активное участие в Февральской революции и не принявших Октябрьскую, отбрасывала свой свет на их отношения с представителями русской эмиграции — от Бориса Савинкова, близкого им человека, с которым они категорически разошлись, и Николая Чайковского, которого почитали и побаивались, до Алексея Толстого, к которому были, в сущности, равнодушны, но раздражались его публичной позицией, подрывавшей единство рядов эмиграции. Газетные публикации тех лет, обнаруженным в ходе реализации проекта РНФ № 20-18-00003-П, и эпистолярий помогают уточнить некоторые обстоятельства, до сих пор остающиеся малоизвестными.

Программа конференции

23 ноября 2023 г. Е.М. Захарова выступила с докладом «“Смирится в трепете и страхе”: философия Вл. Соловьева в “Новом времени”» на международной конференции VIII «Соколовские научные чтения. Русская литература в периодических изданиях». По материалам, обнаруженным в ходе реализации проекта РНФ № 20-18-00003-П, исследована рецепция литературно-философских работ Вл. Соловьева, главным образом, в газетах «Новое время» и «Московские ведомости». В докладе было продемонстрировано, как и почему мотив страха стал одним из основополагающих в философской системе Вл. Соловьева.

Без_названия.jpegБез_названия_1.jpeg

1.jpg2.jpg

Программа конференции

Уважаемые коллеги! 24 – 25 октября 2024 года при поддержке Российского научного фонда (проект № 20-18-00003-П) пройдет  Международная научная конференция «Русская литература и журналистика в предреволюционную эпоху как поле междисциплинарного взаимодействия».

Организатор:

Институт мировой литературы имени А.М. Горького РАН

Концепция конференции

Взаимодействие литературы и журналистики – широкое поле междисциплинарных исследований. Однако изучение русской периодической печати в предреволюционную эпоху, как правило, остается прерогативой историков и социологов, достигших ощутимых результатов. Между тем ученые других отраслей гуманитарной науки все чаще обращаются к отечественной печати той поры за ответами на вопросы о настроениях читающей публики, о состоянии литературной и театральной критики, о формах популяризации научного знания, о межкультурных контактах и взаимодействиях, о достижениях медицины, географических и геологических открытиях, развитии промышленности – в их проекции на массового читателя, о международных выставках и даже тенденциях в моде или особенностях карикатуры. Специфика каждого институционального феномена предполагает методологическое многообразие подходов, которые в случае смещения границ между ними могут быть востребованы в конкретных историко-литературных и историко-журналистских штудиях. Организаторы конференции надеются, что концептуальное пространство междисциплинарного диалога окажется продуктивно-эвристическим для всестороннего рассмотрения форм взаимодействия литературы и журналистики в предреволюционную эпоху. Вместе с тем в теоретической области отчетливо намечаются точки не только пересечения, но и расхождения филологии и журналистики. Возникающее здесь методологическое и терминологическое «напряжение» давно требует обсуждения и анализа с привлечением инструментальных возможностей смежных дисциплин: философии, политологии, социологии, психологии, антропологии, культурологии, религиоведения, искусствоведения и др.

баннер_ч.б.jpg

Подробнее см. Информационное письмо

14 ноября 2023 г. А.В. Филатов выступил на VI Международной конференции молодых ученых «Пространство и время в русской литературе и философии»: К 130-летию А.Ф. Лосева и 170-летию Вл.С. Соловьева» с докладом «Трансформация пространства и времени в лирике и публицистике Н.С. Гумилева военных лет (1914–1918)». В докладе было выполнено сопоставление пространственно-временной организации стихотворений Гумилева, входящих в так называемый «военный цикл» (Ю.В. Зобнин), и его художественной публицистики военных лет – серии очерков «Записки кавалериста». Как показал автор, комплексное рассмотрение данных текстов позволяет определить общие принципы художественной философии поэта в аспекте его отношения к войне как конкретному историческому событию и как универсальному явлению в истории человечества и жизни отдельной личности. Помимо прямых высказываний и оценок художественно-философское осмысление войны у Гумилева реализуется на уровне организации эстетической реальности. И лирические, и очерковые тексты обнаруживают структурную общность в аспекте построения художественного пространства и времени, которые оказываются поляризованы событием войны, являющимся «границей» между различным осмыслением этих категорий, воплощенных в традиционных, восходящих к мифологическим представлениям, оппозициях «свой – чужой», «жизнь – смерть», «рай – ад», а также их контекстуальных коррелятах. Сделан вывод, что в своей военной лирике и публицистике Гумилев осмысляет войну как результат нарушения гармонии, стирающий привычные границы между безопасным и враждебным пространствами. В лиминальном, фронтовом хронотопе время ценностно уплотняется, что заставляет лирического героя стихотворений и автобиографического героя очерков иначе воспринимать собственную жизнь, активизирует его духовные силы. С этим связан амбивалентный характер фронтового пространства в поэзии и публицистике Гумилева, типологически сближающегося с неосвоенным пространством дальних стран, к которому устремлены герои-путешественники довоенного творчества поэта.

images.jpeg

Программа конференции