В свежем номере высокорейтингового журнала «Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика» вышла статья Р.А. Поддубцева с результатами работ по проекту РНФ № 20-18-00003-П: «Визит Ф.Т. Маринетти в Россию и русский футуризм: взгляд газеты "Новь"»События, связанные с пребыванием итальянского футуриста Ф.Т. Маринетти в Москве, рассматриваются в статье через призму материалов, которые публиковались в ежедневной газете «Новь» с 23 января по 18 февраля 1914 г. Это репортажи с лекций, программные статьи, интервью, заметки, открытые письма, фотографии и карикатуры. Если поначалу Маринетти воспринимался сотрудниками газеты как приемлемая альтернатива русским декадентам, то в дальнейшем ему было отказано в статусе идейного вождя. Футуризм как таковой подвергся резкой критике. «Новь» не только подробно освещала визит заграничного гостя, но и стала площадкой для полемики между московскими представителями авангарда (М. Ларионов, В. Шершеневич, К. Малевич, В. Маяковский, К. Большаков, Д. Бурлюк). На ее страницах складывались и разрушались тактические союзы, делались принципиальные заявления. Несмотря на скептическое отношение к левому искусству, газета так или иначе способствовала его популяризации. При этом критика футуризма парадоксальным образом сочеталась с эксплуатацией методов, которыми пользовались футуристы.

 

Marinetti.jpeg

В новом номере высокорейтингового журнала «Вестник славянских культур» ( 2024. № 71) вышла статья Е.А. Андрущенко с результатами работ по проекту РНФ № 20-18-00003-П: «Подпись как элемент самопрезентации читателя "Нового времени"». Подписи читателей газеты «Новое время» в письмах А.С. Суворину в 1904–1905 гг. рассматриваются как элемент самопрезентации. В мирное время читатели представляли себя как постоянные читатели и подписчики, что давало им возможность претендовать на особое внимание адресата к их мнению. Русско-японская война оказала влияние на самопрезентацию читателей, представлявших себя как часть социальной страты, имеющей отношение к событиям на фронте: жена моряка, мать артиллерийского офицера и пр. Читатели, выступавшие против забастовок в 1905 г., отождествляли себя с социальным слоем, считавшим необоснованными требования студентов (крестьяне), или с частью того же слоя, но возражавшей против восстаний (мать студента, студент-юрист, профессор). Соотнесение почерка, тематики письма и подписи свидетельствует об использовании адресантом маски, что инспирировано специфической практикой Суворина, описываемой как модель игры, позволявшей адресанту повышать свой статус и значимость. Читатели выступали от имени той части общества, которую в них хотела видеть редакция. Тема их письма задавалась повесткой газеты, а между темой и подписью, подписью и подтверждающей ее темой устанавливалась неразрывная связь. Адресант имитировал жанр газетной публицистики и возможную реакцию представителя того или иного слоя, от имени которого выступал, но которым не являлся. Сформированное таким образом «общественное мнение» газета могла использовать в диалоге с властью, которой было сложно с ним не считаться.

 

Suvorin.jpg

Уважаемые коллеги!

Рады сообщить вам о скором выходе нового научного издания, в подготовке которого принял участие наш коллега, доктор филологических наук, профессор Казанского федерального университета Вячеслав Николаевич Крылов, один из приглашенных экспертов по теме проекта РНФ «Русская литература и журналистика в предреволюционную эпоху: формы взаимодействия и методология анализа»:

Ранний П. П. Перцов: литературно-критические публикации в «Волжском вестнике» / Вступ. ст. В.Н. Крылова; сост., подг. текстов и примеч. В.Н. Крылова, С.А. Подряднова. – Казань: РИЦ «Школа», 2024. – 324 с.

В книге впервые собраны литературно-критические выступления в газете «Волжский вестник» (1890–1894) видного деятеля модернистского движения, критика, публициста, искусствоведа, издателя, поэта, мемуариста Петра Петровича Перцова (1868–1947). Ранний этап сотрудничества П.П. Перцова с крупнейшей поволжской газетой представляет значительный интерес для реконструкции его мировоззрения, становления эстетических взглядов, истории газетной критики и провинциальной журналистики. В Приложении публикуются ранние стихи Перцова, извлеченные из периодических изданий 1890-х – начала 1900-х гг. Издание рассчитано на филологов, журналистов и всех читателей, интересующихся историей литературы, критики и публицистики конца XIX – начала XX века.

 

Krylov.jpg

А.В. Филатов выступил на Международной научной конференции «Ломоносовские чтения – 2024» (Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова) с докладом «Изображение войны в “Записках кавалериста” Н.С. Гумилева: жанровый аспект». Выступление было посвящено проблеме жанровой идентификации военной прозы поэта. Как показал докладчик, решение данного вопроса тесно связано с изучением не только формально-содержательных характеристик «Записок…», но и историко-биографического контекста их создания. В связи с этим были рассмотрены история публикаций этого произведения в ежедневной газете «Биржевые ведомости», периодичность появления отдельных частей в печати и их расположение в выпуске газеты и конкретных рубриках. Установлено, что выбранный Гумилевым способ публикации, а также ряд его текстуальных решений (использование перволичной формы повествования, создание автобиографического героя, употребление акронимов вместо полных фамилий и географических названий и т.д.) актуализируют документальный характер «Записок…», благодаря чему современник автора должен был идентифицировать их как публицистический текст, представляющий собой серию фронтовых зарисовок и обладающий чертами новостной и очерковой журналистики. Напротив, современный нам читатель, который знакомится с военной прозой Гумилева в переиздании, а не по отдельным газетным номерам, скорее всего, будет воспринимать их как документально-художественное целое. Такой взгляд становится возможен в том числе благодаря многочисленным интертекстуальным отсылкам, которыми насыщены «Записки кавалериста» как на лексическом уровне (упоминание произведений Л.Н. Толстого и Ф.И. Тютчева, реминисценции на собственные лирические произведения), так и на сюжетно-композиционном (отдельные эпизоды, а также стратегия поведения автобиографического героя Гумилева отсылают к образу Николая Ростова из романа «Война и мир»). Помимо отмеченных отсылок «Записки кавалериста» обладают рядом структурных признаков, характерных для стихотворного текста (фрагментарность сюжета, тяготение к малой форме, подчеркнутый лиризм), что, по мнению докладчика, позволяет отнести их к такому специфическому словесно-художественному явлению, как «проза поэта».

Программа конференции

Опубликован второй специальный выпуск высокорейтингового журнала «Филологические науки. Научные доклады высшей школы» (Web of Science Core Collection ESCI), посвященного междисциплинарному аспекту взаимодействия русской литературы и журналистики в предреволюционную эпоху (№ 2 (1) за 2024 год). Актуальность данной проблематики с каждым годом (если не сказать днем) только возрастает на фоне глобальных катаклизмов из-за внимания к роли средств массовой информации в формировании национальной и культурной идентичности, к их влиянию на радикализацию или гармонизацию социокультурной ситуации, к их месту в адаптации общества к кризисным явлениям и способности адекватно реагировать на вызовы времени. Результаты проводимых исследований могут иметь не только историческую, но и прогностическую ценность. Научный редактор специального выпуска – А.А. Холиков. Общий объем материалов номера (восемь из них подготовлены участниками проекта, восемь – приглашенными экспертами) сопоставим с коллективной монографией. Статьи распределены по пяти проблемным разделам: «Теория и методология», «Междисциплинарный диалог сквозь призму "Нового времени"», «Стих и проза на грани эксперимента», «Взаимодействие русской литературы и журналистики в региональном измерении», «Источниковедческие разыскания». См. подробнее.

 

FN_2.jpg

В новом номере высокорейтингового журнала "Studia Litterarum" (2024. Т. 9, № 1. С. 284–303) вышла публикация Е.А. Андрущенко с результатами работ по проекту РНФ № 20-18-00003-П: «"Вы новые, я старый": черновые автографы писем А.С. Суворина к Д.С. Мережковскому (1901–1911)». Впервые публикуются черновые автографы писем хозяина и издателя газеты «Новое время» А.С. Суворина (1834–1912) к Д.С. Мережковскому, отложившиеся в редакционном архиве газеты. Они охватывают период в десять лет с 1901 г. по 1911 г. и позволяют ответить на вопрос о причинах интереса Суворина к молодому писателю. На Мережковского распространялось его пристрастие к талантливым людям, о котором вспоминали современники и которым объясняются его отношения, в частности, с Антоном Чеховым. В письмах к Мережковскому высказаны взгляды Суворина как критика, издателя и хозяина театра, проявились понимание конъюнктуры, деловая хватка и широкая образованность. Выступая в роли представителя «старой» литературы, он обнаруживал хорошую осведомленность в исканиях «новой». Суворин попытался уберечь Мережковского от несвоевременной публикации письма в «Новое время» о Л. Толстом (1901), подробно высказался о драме «Павел I» и остро отреагировал на цитирование своих слов в статье Мережковского «Национализм и религия» (1911). Попытки покровительствовать Мережковскому и содействовать его начинаниям к концу жизни Суворина завершились конфликтом с ним. Публикация черновых автографов писем заполняет некоторые лакуны в представлениях о контактах с Мережковскими. Эпистолярий Суворина также проливает свет на особенности его личности и помогает реконструировать подробности литературного быта первого десятилетия XX в.

SL.jpg

6 февраля 2024 г. в рамках Международной научно-практической конференции «Журналистика в 2023 году: творчество, профессия, индустрия» (5-6 февраля 2024 г., Москва, МГУ имени М.В. Ломоносова)  Е.И. Орлова, один из основных исполнителей проекта РНФ № 20-18-00003-П, выступила с докладом «Русская печать в литературно-эстетическом движении начала ХХ века» в секции «Литературный процесс и журналистика в России XVIII – начала ХХ в.: новые материалы и интерпретации», соруководителем которой она же являлась. В докладе подчеркивалось, что главное свойство литературно-эстетического движения начала ХХ в., затронувшее и печать, – это не встречавшаяся до тех пор связь филологии и текущего литературного процесса. Участие писателей и литературоведов в периодической печати во многом обеспечило беспрецедентно высокий уровень качественных изданий. Необычайно возрастает место газеты в литературном процессе. Особую роль играет выступление писателя в прессе. В формировании его литературной репутации печати принадлежит важнейшая роль. Вместе с тем Е.И. Орлова приняла участие в программном комитете всей конференции и в работе редколлегии над сборником материалов (Журналистика в 2023 году: творчество, профессия, индустрия: сб. мат. междунар. науч.-практ. конф. – М.: Фак. журн. МГУ, 2024. – 770 с.), в котором представлены результаты исследований конкретных аспектов функционирования журналистики и медиа в условиях изменений современного общества и цифровизации. Значительное внимание уделяется изучению профессионального журналистского творчества. Отдельный блок посвящен проблемам истории русской и зарубежной журналистики и литературы.

 

Журфак.jpeg

Программа конференции

1 марта 2024 г. состоялось первое в этом году и семнадцатое с начала реализации проекта заседание регулярно действующего семинара. Руководитель проекта ознакомил участников творческого коллектива с результатами экспертиз по промежуточному отчету за 2023 г., а также представил общий план дальнейших работ.

Логотип_РНФ__ч.jpg

Seminar_01.03.24.jpg

16 февраля 2024 г. О.И. Шапкина выступила с докладом «Воспитательная функция детского журнала “Проталинка”» на Международной научно-практической конференции «ХХIX Шешуковские чтения. Ценности и смыслы русской литературы XX–XXI веков: традиции и современное прочтение» в Московском педагогическом государственном университете. Дореволюционный детский журнал «Проталинка» старался популяризировать среди юных читателей русский фольклор и народную культуру. Редактор издания А.П. Печковский «почитал своим долгом любить красоту родной земли во время, когда истинное русское народное искусство находилось на грани исчезновения». Анализ содержания журнала позволил выявить, какие нравственные ценности пропагандировала редакция, как сюжеты художественных произведений влияли на формирование моральных ценностей детей в предреволюционные годы.

19–20 января 2024 г. доклады с результатами работ по проекту РНФ № 20-18-00003-П были представлены в рамках Международной филологической конференции «Поэтика текста» в Тверском государственном университете. Так, выступление А.В. Филатова «Очерки С.М. Городецкого “В стране ручьев и вулканов” как циклическое единство» было посвящено анализу названного цикла очерков, занимающего переходное положение между группой публицистических текстов поэта и его незавершенным автобиографическим романом «Сады Семирамиды». Установлен состав цикла, включающий 11 очерков, напечатанных в газете «Кавказское слово», и до сих пор не опубликованный в полном и правильном виде. Показано, что отсутствие общего заглавия у трех первых очерков и их последующее ретроспективное включение в сквозную нумерацию частей цикла, сделанное в сноске к заглавию четвертой части, свидетельствует о пограничном статусе исследуемых материалов и стремлении Городецкого уже в процессе публикации усилить их структурно-семантическое единство, типологически приближающееся к целостности художественного произведения. На сюжетно-композиционном уровне это подтверждается наличием общего вступления, подчеркивающего определенную хронологическую и эстетическую дистанцию между описываемыми событиями и рассказом о них, личностью автобиографического повествователя, доминированием принципа контраста, представленного уже в заглавии цикла, и общностью хронотопических характеристик Ванской области, приобретающей в очерках черты лиминального пространства – одновременного волшебного, связанного с древней историей этого края, и пугающего, отсылающего к современным событиям Первой мировой войны. Проиллюстрирована связь газетных текстов Городецкого с романом «Сады Семирамиды», структура которого также имеет черты прозаического цикла, и сделан вывод, что циклизация публицистических текстов может представлять собой промежуточный этап в эстетизации биографического материала и создания на его основе художественного произведения. В свою очередь, Е.М. Захарова в докладе «Литературный отдел "Южного края": поэтика фельетонистики» проследила жанровую и стилевую трансформацию литературных текстов указанной газеты после 1914 г. на материале произведений М. Арцыбашева, В. Суворовской, А. Грузинского, Хорольского и других авторов, а также переводов. Особое внимание при этом уделено художественным фельетонам без подписей, таким как «Невеста из Карателя», «Орлица», «Какой артист». Другая группа привлеченных к анализу текстов – нехудожественные статьи и заметки различной тематики: проблемы городского хозяйства Харькова, осмысление частных вопросов внутренней политики, прогнозы относительно действий властей в международном сотрудничестве. Рассмотрена специфика сочетания художественных и публицистических черт привлеченных к анализу фельетонов.

Программа конференции