21 июня 2024 г. состоялось третье в этом году и девятнадцатое с начала реализации проекта заседание регулярно действующего семинара.

Повестка:
 
1) Научные доклады:
 
Е.И. Орлова: «Рецензия и литературный портрет: трансформации жанров (на примере выступлений Б. Эйхенбаума)».
С.В. Федотова: «Ф. Сологуб в литературной критике Корнея Чуковского».
Е.М. Захарова: «“Волшебник поэзии”: Н.Ф. Сумцов в “Южном крае”».
  
2) Организация международной научной конференции «Русская литература и журналистика в предреволюционную эпоху как поле междисциплинарного взаимодействия» (время проведения - октябрь 2024 г.).

 

Screenshot_21.06.2024.jpg

I. Основные вопросы

  • Научные доклады.
  • Подготовка международной конференции «Русская литература и журналистика в предреволюционную эпоху как поле междисциплинарного взаимодействия» (24–25 октября 2024 г., ИМЛИ РАН): утверждение результатов экспертизы присланных заявок.

II. Докладчики

А.А. Холиков, Е.И. Орлова, С.В. Федотова, Е.М. Захарова.

III. Результаты обсуждения

Е.И. Орлова представила доклад на тему «Рецензия и литературный портрет: трансформации жанров (на примере выступлений Б. Эйхенбаума)». В начале ХХ века жанровая структура печатного органа обогащается новыми разновидностями: это короткая рецензия-заметка, занимающая все более важное положение в еженедельнике и особенно в газете; рецензия с элементами реферата; обзор зарубежной прессы, пишущей о современном искусстве России и других стран; наконец, литературный портрет. Эйхенбаум был в числе тех филологов, чье сотрудничество способствовало мощному развитию литературной журналистики. Для анализа были взяты материалы еженедельника «Запросы жизни» (1912) и газеты «Русская молва» (1913). На примерах двух рецензий и портрета показано своеобразие этих жанровых разновидностей, в том числе появление черт художественности: усиление лирического, или авторского, оценочного начала; создание образа героя портрета или рецензии, вплоть до изображения внешности художника. С другой стороны, небывалую емкость придает материалам этих жанров постановка историко-литературных и даже теоретических задач.

В свою очередь, в докладе С.В. Федотовой «Ф. Сологуб в литературной критике Корнея Чуковского» затрагивалась история личных отношений Чуковского и Сологуба, но основное внимание было сосредоточено на критических оценках творчества Сологуба в дореволюционных статьях Чуковского и роли этих статей в становлении репутации Чуковского-критика. Материалом анализа стали следующие фельетоны Чуковского: «Страшный писатель» («Речь», 1907. № 192, 16 авг.), «Поэт сквознячка: (О Федоре Сологубе)» (опубл. сразу в двух газетах «Молодое слово» (1907. 3 дек.) и «Свободные мысли» (1907. 3 дек.); она же вошла в дебютный сборник «От Чехова до наших дней» под названием «Федор Сологуб», 1-е издание книги появилось в конце декабря того же года). По сути, эти статьи представляют из себя разные редакции одного и того же текста: основные идеи первой из них повторяются в следующих, задействован почти одинаковый набор цитат из недавно вышедших в свет произведений Сологуба: романов «Мелкий бес», «Навьи чары» и сборника рассказов «Истлевающие личины». В отличие от вышеназванных следующая статья «Навьи чары мелкого беса (путеводитель по Сологубу)» («Русская мысль», 1910. № 2) была высоко оценена современниками и стала важной вехой в становлении репутации Чуковского как умного и проницательного критика, раскрывающего сокровенную душу художника. В докладе прослеживался замысел, структура и своеобразие этой статьи – в сравнении с более ранними опытами Чуковского. Основное отличие заключалось в исходной интенции автора, создававшего текст с целью опровержения вердикта о природной ограниченности его литературно-критического метода, остроумно высмеянного В.В. Розановым в статье «Обидчик и обиженные». Критик стремился доказать, что он может писать без «чуковщины», т.е. без «фельетонности», «мелочей» и пр. Полемический контекст, таким образом, способствовал разработке оригинальной мифопоэтической и философской интерпретации творчества Сологуба, в основе которой, тем не менее, лежало то же интуитивное понимание души художника, что и в более ранних статья Чуковского о писателе.

Наконец, Е.М. Захарова представила тему «“Волшебник поэзии”: Н.Ф. Сумцов в “Южном крае”». В докладе предпринимается попытка найти ответы на вопрос о том, как складывалась судьба филолога, литературоведа 100 лет назад, в эпоху революций, гражданской и мировой войн. На материале публикаций в газете «Южный край» обобщаются сведения о творческом пути профессора Николая Федоровича Сумцова с 1900 по 1917 годы. История публикаций фольклориста, этнографа, историка литературы – яркий пример взаимодействия научного и газетного дискурсов. Круг интересов ученого был довольно широк. Помимо работ по фольклору и этнографии, он написал значительное число статей о творчестве русских, украинских, европейских писателей и деятелей искусства: В.А. Жуковском, А.С. Пушкине, Н.В. Гоголе, Н.А. Некрасове, Л.Н. Толстом, И. Котляревском, Г. Квитке-Основьяненко, Т. Шевченко, И. Франко, Э. Лабуле, Ж. Мишле, Леонардо да Винчи, М.М. Антокольском и др. Многие из этих текстов впервые появились именно на страницах «Южного края». Первая мировая война изменила не только рубрикацию газеты (на первый план выдвинулись новости и отчеты о действиях правительства), но и общий тон публикаций. У Сумцова появляются тексты на стыке истории и социологии (Еще о немцах // Южный Край. 1915. № 12486. 13 (26) января. С. 5). Кроме того, профессора начинают интересовать темы, напрямую не связанные ни с литературой, ни с фольклором (Признаки педагогического оживления // Южный край. 1916. № 13442. Утр. вып. 24 июня (7 июля). С. 4). Сумцов еще более пристально начинает следить за процессами в современной литературе. Так, в 1915 году под заглавием «На современные темы» профессор беспощадно выскажется о поэтическом сборнике Игоря Северянина «Victoria Regia». Аполитичность писателей или их недостаточный патриотизм во время военных действий не раз будет вызывать гнев Сумцова.