7 июня 2024 г. Е.М. Захарова выступила с докладом по материалам, обнаруженным в ходе реализации проекта РНФ № 20-18-00003-П, «Векторы научного познания в газете “Южный край”» на XIII научной конференции молодых ученых и аспирантов «Проблемы текстологии и эдиции в литературоведении и фольклористике (к 300-летию Российской академии наук)» (Москва, ИМЛИ РАН). Согласно типологии научного знания Ю. Хабермаса, выделяется три группы наук по методам: «эмпирико-аналитические», «историко-герменевтические» и «систематические» (социальные). На первый взгляд, говорить о существовании научного дискурса на страницах периодических изданий не имеет смысла из-за малого объема (4–6 полос в среднем), скорости публикаций (ежедневные, утренние и вечерние, выпуски) и авторского состава (журналисты и корреспонденты, главной задачей которых является сбор и публикация актуальной новостной информации). Однако пятнадцатилетняя история (1900–1915) крупнейшей харьковской газеты «Южный край» позволяет проанализировать вопрос о существовании векторов научного познания в периодике под другим углом. Если до 1914 г. в «Южном крае» заметно преобладали материалы герменевтической направленности (фрагменты лекций о писателях, литературоведческие статьи об авторах-юбилярах, отрывки книг о фольклоре, этнографии и других науках гуманитарного цикла), то в период Первой мировой войны на первый план выступают тексты, приближенные к социо-гуманитарным дисциплинам. «Признаки педагогического оживления», «Еще о немцах», «Отзыв А.И. Герцена о немцах» – эти и другие многочисленные статьи, созданные на стыке социального и гуманитарного знания, можно расценивать и как попытку осмыслить мировые исторические процессы, и как один из векторов научного познания в «Южном крае».

banner_300_let_ran_.jpg

Программа конференции