20–21 октября 2022 г. состоялась Международная научная конференция «Русская литература и журналистика в предреволюционную эпоху: региональный аспект», организованная Институтом мировой литературы имени А.М. Горького РАН в ходе реализации проекта РНФ № 20-18-00003. По завершении конференции был проведен круглый стол о достигнутых в рамках проекта результатах.
Семь заседаний конференции, объединивших по программе 71 участника (ими заявлено 68 докладов) из ведущих научных и учебных организаций Армении, Италии, Китая, Латвии, Польши, России и Франции, а также гостей и слушателей, проходили в смешанном формате – в Институте мировой литературы имени А.М. Горького РАН и на платформе Zoom. Представляем вниманию аналитический обзор докладов, вошедших в итоговую программу, построенный по проблемно-тематическому принципу с краткой характеристикой каждого.
Особенности взаимодействия художественной литературы и журналистики на страницах региональной газетно-журнальной периодики, функционировавшей в непрерывном диалоге со столичной прессой, были рассмотрены на конференции в рамках нескольких направлений. Ряд представленных докладов был посвящен подробному рассмотрению конкретных периодических изданий как целостных сверхтекстовых образований с характерной для них структурой, издательской стратегией, группой постоянных сотрудников и т.д. Л.Ф. Луцевич в докладе «Русскоязычная периодика Финляндии в начале XX века: “Русский голос”» обратилась к ситуации активного роста газетных и журнальных изданий в Финляндии сразу после Февральской революции. Внимание исследователя было обращено к русскоязычной газете «Голос Русской Колонии» (1918), издаваемой в Гельсингфорсе профессором университета, литератором Константином Арабажиным. В результате анализа нескольких выпусков издания была доказана тематическая взаимосвязь его компонентов и их расположение в определенной последовательности, позволяющее прочитывать номер как единый текст, призванный убедить русскоязычного читателя в значимости и полезности новой газеты. Самой массовой газете Пермской губернии было посвящено выступление Т.Н. Масальцевой. В ее докладе «Литературная жизнь земской газеты начала ХХ в.: по материалам “Пермской земской недели”» было раскрыто идейно-тематическое своеобразие газетной литературы (рассказы, очерки, поэзия) и критики (юбилейные очерки, библиографические заметки, отзывы о книгах), а также детально охарактеризована литературная деятельность сотрудников земской газеты – пермских писателей Н.П. Белдыцкого и В.В. Южакова. В докладе А.Л. Семеновой «“Новгородский листок” (1881–1882): в поисках актуальной региональной идентичности» раскрывалась история частной дореволюционной газеты, которую издавал учитель новгородской гимназии Я. Елиашевич. Исследователь отметила уникальный характер этого печатного органа, противостоявшего официальным «Новгородским губернским ведомостям» и отвечавшего культурным запросам местной интеллигенции, которая была заинтересована в том, чтобы преодолеть ценностный разрыв между великим прошлым средневекового Новгорода и современным провинциальным статусом. Проблема двуязычных периодических изданий, весьма актуальных для многонациональной Российской империи, была затронута в докладе Е.В. Шашковой «Писатели, поэты, публицисты, ученые как сотрудники “Особого Прибавления к «Акмолинским областным ведомостям»” (Омск, 1888–1893): А.Е. Алекторов, А. Букейханов и др.». Проследив историю возникновения данного прибавления на русском и киргизском языках, докладчица сосредоточилась на анализе материалов газеты, подготовленных поэтами, мыслителями, историками, этнографами и собирателями казахского фольклора Ж. Копеевым, А.Е. Алекторовым и А. Букейхановым, внесших значительный вклад в ознакомление местного населения с природой степного края и бытом его коренных обитателей. А.А. Холиков предложил рассмотреть региональную тематику сквозь призму столичного издания в докладе «“В глубине России”: обзор провинциальной жизни в литературно-художественном контексте петроградского еженедельника “Наши дни” (1915)». Реконструировав с опорой на эмигрантскую периодику и архивные материалы жизненный и творческий путь редактора этого журнала Г.Я. Полонского, исследователь дал структурную и тематическую характеристику изданию, определил его место в ряду других еженедельников начала ХХ века и проиллюстрировал метатекстовые связи между его материалами на примере рубрики «В глубине России». О своеобразии переходного типа издания, находящегося на границе журналистики и литературы, рассказала Ю.Б. Балашова. В докладе «Региональные альманахи 1920-х годов» она обратилась к изданиям пореволюционной эпохи, поскольку именно в это время произошло расширение географии присутствия альманахов до 78 городов страны, раскрыла их жанрово-тематические особенности, а также проследила связь с конкретными литературными кружками. В центре доклада А.А. Гордина «Русская печать в Латвии 1910-х гг.: война, писатели и революция» оказался ряд русскоязычных латышских изданий, главное место среди которых занимает «Рижский вестник» (1869–1917). Многолетним редактором этой газеты был известный публицист, писатель, краевед Е.В. Чешихин, а его личность, как удалось показать докладчику, оказала существенное влияние на стратегию рассмотренного издания. Тематическая группа региональных печатных органов привлекла исследовательское внимание Т.М. Жапловой, чей доклад «Оренбургская сатирическая журналистика начала XX века: жанрово-тематическое своеобразие» был посвящен анализу традиционных для русской сатирической журналистики приемов (в первую очередь – пародирования), эффективных в новых исторических условиях. На материале журналов «Кобылка», «Блестки Урала», «Крапива» и других исследователем были выявлены новаторские формы подачи материала, проявившиеся в творчестве начинающих публицистов и позволяющие отобразить оренбургские быт, нравы, порядки в ярких, образных, насыщенных юмором материалах. Гендерный аспект редакционно-издательского дела в дореволюционной региональной периодике России был затронут в заявленном докладе О.А. Блиновой «Женщины издательницы и редакторы провинциальной периодической печати». Интересы исследовательницы в первую очередь обращены к вопросам тематического наполнения подобных журналов и газет в их оппозиции к «мужским» изданиям, а также редакторским стратегиям, учитывающим ориентацию на конкретную аудиторию.
Отдельное внимание участников конференции привлекли вопросы публицистики в региональной дореволюционной периодике, рассмотренной и как важный компонент журнально-газетных изданий, и как продукт деятельности конкретных литераторов, отражающий их общественно-политические взгляды. Доклад А.Е. Мазурова «Сказки Ф.В. Волховского в народовольческих изданиях начала XX века» был посвящен творчеству ссыльного поэта-народника и негласного редактора «Сибирской газеты» – первого частного издания Западной Сибири. Внимание исследователя привлекли художественные особенности политических сказок Волховского – злободневных фельетонов с волшебными сюжетами, позволявшими автору в завуалированной форме транслировать читателям свои общественные взгляды. И.В. Герасимчук сосредоточилась в своем докладе «Г.А. Вяткин как сотрудник сибирской дореволюционной периодики» на журналистской деятельности другого видного публициста и просветителя Сибири, сотрудничавшего с ключевыми региональными изданиями. Рассмотрев жанровое и тематическое разнообразие публикаций Г.А. Вяткина, исследователь подтвердила его существенный вклад в формирование информационной и рефлексивной повестки сибирской дореволюционной прессы. О.М. Валова в докладе «Общественно-политические идеи в Вятском рукописном самодеятельном молодежном журнале “Конкордия”» обратилась к истории уникального периодического издания, выходившего в Вятке в 1915 г. Была раскрыта связь названия журнала с его идейной направленностью – стремлением преодолеть разобщенность взглядов читательской аудитории, а также рассмотрен тематический репертуар «Конкордии», подчиненный общей политике издания. Доклад А.Г. Шкляева «Вятские журналисты и писатели А.Н. Баранов, О.М. Жирнов и В.И. Суходоев как предшественники и помощники В.Г. Короленко в освещении “мултанского дела”» акцентировал внимание на роли региональных газет и их сотрудников в раскрытии нашумевшего на весь мир судебного процесса над крестьянами-удмуртами. Докладчик доказал, что вклад вятских журналистов в восстановление объективной картины случившихся драматических событий был не менее значимым, чем расследовательская и правозащитная деятельность знаменитого писателя. К газетному творчеству известного поэта-футуриста обратилась Н.М. Байбатырова в докладе «Журналистско-публицистическая деятельность Велимира Хлебникова в астраханской провинциальной прессе». Исследователь атрибутировала поэту ряд анонимных и подписанных псевдонимами публикаций газеты «Красный воин», в которой он был штатным сотрудником во время войны, подробно остановившись на материалах, посвященных проекту создания Астраханского заповедника. Творчество другого поэта Серебряного века привлекло внимание А.В. Филатова. Его доклад «Очерки С.М. Городецкого о Западной Армении (на материале публикаций в газетах “Русское слово” и “Кавказское слово”)» был посвящен текстам, опубликованным поэтом в период своего пребывания на фронте в качестве сотрудника Союза городов. Докладчик показал сюжетную и смысловую связь различных публикаций, объединив их под названием «кавказский цикл», позволяющий судить об эволюции общественных взглядов Городецкого, а также реконструировать маршрут его путешествий. А.В. Назарова обратилась к текстам Е.Н. Чирикова, который, даже став профессиональным литератором, не прекратил журналистскую деятельность. В докладе «“И закон, и совесть на Руси пропали”: картина российской действительности в публицистике Е.Н. Чирикова 1910-х годов» исследователь рассмотрела наиболее резонансные очерки и фельетоны писателя, позднее собранные им в книге «Успокоение» (1916) и до сих пор не становившиеся предметом научного изучения. Совместный доклад Д.В. Горюнова и К.В. Загородневой «События современной пермской публицистики 2017 года в диалоге с революцией 1917 года (по материалам газеты “Звезда”)» представлял собой интересный опыт диахронического анализа периодического издания, существующего уже более века, однако сохраняющего внутреннее единство и преемственность в освещении конкретных тем и исторических событий. Завершил эту тематическую группу выступлений доклад О.Е. Видной «Литературный контекст периферийной публицистики», в котором она проанализировала специфику отражения литературного процесса на страницах провинциальной прессы, отметив сильное влияние художественной литературы на язык и стиль публицистических текстов начала ХХ в. В качестве примеров были привлечены материалы губернских газет Тамбовщины («Тамбовский край», «Козловская газета», «Козловская жизнь» и др.).
Одной из ключевых областей взаимодействия литературы и журналистики в периодике является юбилейный дискурс, включающий в себя корпус публикаций, посвященных памятным датам и годовщинам рождения/смерти известных представителей литературного мира. Он также затронут в выступлениях участников конференции. Доклад В.Н. Крылова «Юбилеи В.Г. Белинского в освещении казанской прессы конца XIX – начала XX века» был посвящен газетным откликам на 50-летие со дня смерти и 100-летие со дня рождения русского критика, на материале которых ученый рассмотрел региональный аспект осмысления столичной «литературной» информации, способы приобщения к общероссийскому культурному контексту, а также формы воспроизведения общероссийской новости о критике в провинциальных изданиях. Р.А. Поддубцев систематизировал в своем докладе «Празднование столетнего юбилея Т.Г. Шевченко: взгляд газеты “Новое время”» материалы на страницах этого печатного органа, посвященные чествованию памяти известного украинского поэта в 1914 г. Особое внимание докладчик уделил программным текстам В. Розанова, Н. Кузьмина и М. Меньшикова, отметив неожиданные идеологические оттенки их выступлений, противоречащие позиции самой газеты. К фигуре одного из главных поэтов русской литературы обратился А.Ш. Бик-Булатов в докладе «Конкурирующие репрезентации образа М.Ю. Лермонтова в юбилейных статьях 1914 года в газетах “Казанский телеграф” и “Камско-Волжская речь”». Исследователь отметил влияние исторических событий (начала Первой мировой войны) на характер подобных публикаций, показав диаметрально противоположные стратегии создания образа поэта, представленные в статьях Я. Александрова и Е. Геркена. Ведущая харьковская газета начала ХХ века оказалась в центре внимания доклада Е.М. Захаровой «Литературный диалог столицы и провинции: жанр юбилейной статьи в “Южном крае”». По словам докладчицы, одной из констант политики издания было стремление держать читателей в курсе литературной ситуации Российской империи и за ее пределами. Формой поддержания интереса к этой сфере стала постоянная рубрика, посвященная значимым для русских писателей событиям (годовщине смерти А.С. Пушкина, чествованию памяти А.П. Чехова, юбилею М.Ю. Лермонтова и др.). Результатом анализа этих публикаций стало выявление общих закономерностей в освещении литературных торжеств, подтверждающих отмеченную направленность «Южного края». К тем же памятным датам, освещенным изданиями другого региона страны, обратилась Е.Ю. Гордеева. Ее доклад «Юбилеи российских поэтов и писателей на страницах провинциальной периодики (по материалам нижегородских газет рубежа XIX–XX вв.)» затронул годовщины не только известных деятелей русской литературы, но и писателей второго и третьего ряда. В научный оборот были введены материалы нижегородской периодики («Нижегородских губернских ведомостей», «Нижегородского листка», «Волгаря» и др.), дающие представление о рецепции русской классики в юбилейных номерах провинциальных изданий и ранее не становившиеся предметом отдельного изучения. Географию представленных на конференции исследований расширил Ю.В. Лазарев, доклад которого «Некрологи и юбилейные статьи, посвященные литераторам, в рязанской прессе» сосредоточился на анализе ежедневной газеты «Рязанская жизнь» (1911–1917). В нем ученый продемонстрировал, как посредством публикаций специфических жанров (некролог и юбилейная статья) происходило приобщение провинциального читателя к русской, мировой и местной литературе.
Роль личности в истории региональной печати – так можно обозначить группу докладов, фокус внимания в которых был направлен на исследование персонального влияния на периодику дореволюционной России. Доклад А.Г. Гачевой «На перекрестье литературы, музыки, философии: поэт, философ, эстетик Александр Горностаев (Горский) и его публикации на страницах Одесского журнала “Южный музыкальный вестник”» был посвящен истории сотрудничества А.К. Горского (1886–1943) с одесским периодическим изданием, выходившем в 1915–1918 гг. Философ являлся активным участником литературной и художественной жизни города, выступая в местной периодике и в качестве поэта, и в качестве литературного и музыкального критика, что было продемонстрировано докладчицей на материале его публикаций в журнале. О значимой поездке в провинциальный город другого поэта и о его выступлении перед рабочей аудиторией было сказано в докладе Т.А. Булычевой «Последний визит К.Д. Бальмонта в Иваново-Вознесенск». Исследователь проследила, как зарождалась идея этой поездки осенью 1915 г., и изучила реакцию публики на лекцию «Поэзия как волшебство», заключив, что она не всегда имела восторженный прием у слушателей, поскольку требовала от аудитории определенной подготовки и настроя для восприятия. Проблема рецепции также была затронута М.В. Могилатовой. Ее доклад «Сотрудничество В.В. Курицына с томскими дореволюционными периодическими изданиями. Творческая лаборатория» сосредоточился на трудах одного из самых неоднозначных литераторов Томска начала XX века. Выявление его произведений, разбросанных по страницам томской периодической печати, до сих пор продолжается, однако уже обнаруженные докладчицей публикации позволяют говорить о том, что Курицын был востребованным и оригинальным автором, пользовавшимся успехом у издателей и у читателей. Сотрудничество писателя с газетой осмыслялось и в докладе М.А. Фролова «О некоторых публикациях А.С. Бухова в региональной печати России 1910-х гг.». Найденные в процессе фронтального просмотра комплекта иркутской газеты «Голос Сибири» рассказы, фельетоны, очерки и стихотворения Бухова демонстрируют обширный жанровый, стилистический и тематический диапазон, а также набор характерных примет авторского стиля и манеры повествования. Докладчик сделал вывод о том, что работа с региональными изданиями России начала XX века позволяет, во-первых, увеличить корпус известных нам и введенных в читательский и исследовательский оборот текстов изучаемого литератора, а во-вторых, значительным образом дополнить наше представление о его эволюции. Теме развития творческой личности был посвящен доклад О.В. Лепилкиной «Илья Сургучев – знаковая фигура дореволюционной ставропольской прессы». По ее словам, журналистская деятельность прозаика и драматурга И.Д. Сургучева была связана с его увлечением театральной и музыкальной критикой, которая благодаря этому стала постоянным компонентом местной периодики, включая редактировавшуюся писателем газету «Наш край». Как было отмечено в выступлении, журналистика Сургучева была разножанровой, строилась по определенной схеме и отразила внимание автора к «русскости» музыкальных и театральных произведений. О.В. Пелевина в докладе «Р.Э. Циммерман – сотрудник “Самарского вестника”» представила обзор наиболее интересных статей писателя и публициста, который вместе с Е. Чириковым и Н. Гариным идейно противостоял редакции «Самарской газеты», а также проанализировала общую ситуацию в провинциальной журналистике конца XIX века. На состоянии дореволюционной печати в другом регионе сосредоточился доклад В.В. Королевой «Вклад Я. Коробова в развитие провинциальных газет Владимирской губернии (“Клязьма”, “Владимирская ежедневная газета”, “Владимирец” и др.)», в котором была подробно рассмотрена роль Я. Коробова в формировании сатирического стиля в освещении политических и общественных событий в газетах Владимирской губернии. Близким по проблематике стал заявленный Л.А. Ореховой доклад «Фельетоны А.А. Ярошко о хозяйственных решениях Таврического губернатора: по материалам “Крымского вестника” 1916 г.», посвященный текстам яркого и самобытного по стилю журналиста, на основе анализа которых был сделан вывод о его стратегии ведения полемики, ее целях и полученных результатах. Вопросу корреляции публицистического и исторического освоения действительности и поэтического творчества был посвящен доклад Е.И. Орловой «М.А. Волошин в периодике юга России и в устных выступлениях 1918–1919 годов (о соотношении поэзии и публицистики)». По словам исследователя, из всего написанного поэтом в годы «русской усобицы» тогда лишь немногое было опубликовано в периодике и других изданиях, выходивших на юге России, которые ценны прежде всего как текстологические источники произведений Волошина. В докладе была прослежена связь между публичными выступлениями поэта и его стихотворениями в аспекте осмысления происходящих событий. В сообщении А.В. Громовой «Писатель И.А. Новиков в региональной и столичной печати 1890-х – 1900-х годов» рассматривался творческий путь автора, начинавшего публиковаться в земледельческих изданиях Вятской и Киевской губерний в качестве журналиста и впоследствии печатавшего свои художественные произведения в символистских журналах «Золотое руно» и «Перевал». Докладчица обратила особое внимание на рост популярности Новикова как писателя, косвенным свидетельством которого был любопытный факт: ради выпуска сборника его прозы в московском книгоиздательстве писателей было отложено юбилейное издание И.А. Бунина. Источниковедческий аспект изучения литературных произведений, публиковавшихся в периодических изданиях, стал предметом изучения в совместном докладе В.В. Орехова и Чжан Менцзя «Исторический факт и художественное обобщение в журнальной повести К.М. Станюковича “Севастопольский мальчик”». Исследователи выявили биографические, литературные и исторические источники текста, посвященного событиям Крымской войны и впервые напечатанного в журнале для детей старшего возраста «Юный читатель», а также высветили специфику реализованных в повести художественных решений в контексте маринистики Станюковича. То, как писатель в своих текстах представляет жизнь российской провинции, изучено Л.П. Громовой в заявленном докладе «Провинциальные расследования в писательской биографии В.Г. Короленко». На основе писем, воспоминаний и дневников писателя и современников было рассмотрено отражение региональных событий в его расследовательской публицистике и художественном творчестве. Докладчица отметила, что выступления В.Г. Короленко в местной и столичной прессе с журналистскими расследованиями сделали его «совестным судией» (М. Горький) и сформировали особый творческий метод, объединивший в одном произведении все начала его поэтики: художественно-изобразительное, лирическое, очерковое и публицистическое. Продолжением обсуждения темы писательского пути стал доклад М.В. Михайловой «Михаил Морозов (1868–1938), критик и публицист, на страницах провинциальной прессы (“Саратовский вестник”, “Уралец”, “Самарканд”, “Северо-западный голос”)». В нем была освещена журналистская деятельность социал-демократа М.В. Морозова, чьи публикации в провинциальной прессе определялись преимущественно местами ссылок, где он оказывался. По словам исследователя, важнейшим текстом публициста стала статья 1903 г., посвященная юбилею Л.Н. Толстого, где впервые в легальной печати с марксистских позиций он попытался проанализировать противоречия писателя.
Литературный контекст периферийной журналистики рассматривался в докладах Ю.А. Изумрудова, О.И. Шапкиной, С.М. Нарожней, С.В. Мельниковой, Е.Г. Елиной и Ю.Б. Орлицкого, сосредоточивших свое внимание на словесно-художественной составляющей провинциальных периодических изданий. «Историко-литературный контекст переписки редактора журнала “Новая Россия” Исая Лежнева с нижегородцем Борисом Садовским» – такое название носило выступление Ю.А. Изумрудова, в котором говорилось о «Солдатской сказке» как мистификации Садовского, выдавшего ее за неизвестное произведение А.А. Блока, что и побудило Лежнева опубликовать этот материал в своем журнале. Докладчик обнаружил скрытый подтекст данного произведения – полемику с революционными идеями поэмы «Двенадцать», заставляющую по-новому взглянуть на публицистическую направленность как самой сказки, так и стремления приписать ее авторство известному поэту. О литературных публикациях, но под другим ракурсом было сказано в докладе О.И. Шапкиной «Литература на страницах саратовских газет в 1907 году». В центре внимания докладчицы оказались газеты «Саратовский дневник» и «Саратовский листок», обзор которых позволил уточнить круг журналистов, писавших о литературе в начале ХХ века для этого издания, а также выявить и классифицировать связанные с литературой материалы. Саратовская периодика с точки зрения литературного контекста также была проанализирована Е.Г. Елиной (доклад «Литераторы и литература на страницах провинциальной печати 1910-х годов (“Саратовский вестник”)»). В этот период региональная пресса откликнулась на самые масштабные литературные события, среди которых основное внимание было уделено уходу из жизни Л.Н. Толстого и 50-летию А.П. Чехова. Особое внимание в выступлении было обращено на формы подачи литературных материалов, которые нередко звучали оппозиционно по отношению к публикациям в центральной печати, оказавшейся в эти годы менее свободной, чем провинциальная. О том, как рассматривалась русская художественная словесность в православной периодике предреволюционной эпохи, говорилось С.В. Мельниковой в докладе «Вопросы русской литературы в сибирской церковной журналистике рубежа XIX–XX веков». На материале «Иркутских епархиальных ведомостей» были проанализированы различные аспекты взаимоотношений светской литературы и православной церкви. Как отметила докладчица, газета была преимущественно вторичной в своем содержании: перепечатки преобладали над оригинальными статьями. На этом фоне выделялись имена самобытных провинциальных критиков, прежде всего М.В. Одинцовой, разбор работ которых составил основной предмет исследования. Металитературные публикации были рассмотрены С.М. Нарожней, чей доклад «Литература и жизнь провинции начала ХХ века: освещение в земской газете (на материалах “Валуйского земского листка”, 1914–1917 гг.)» был посвящен осмыслению провинциальным изданием связанных с литературным процессом материалов (анонсов лекций писателей, выступлений литераторов, художественных чтений, отчетов о литературных судах и т.д.). Докладчица отметила, что большая часть подобных публикаций сообщала о событиях культурной жизни города Валуйки и уезда, во время которых местные «любители драматического искусства» представляли зрителям сценические воплощения произведений отечественных авторов. Обобщающем итогом тематического блока стало выступление Ю.Б. Орлицкого «Присутствие художественной словесности в русской провинциальной журналистике начала XX в.», в котором были рассмотрены реальные формы и жанры на страницах газет Нижегородской, Владимирской и Ярославской губерний за 1912–1913 гг., так или иначе связанные с литературой. Исследователь обратил внимание, что главное место среди подобных материалов занимают юмористические и сатирические тексты, литературные пародии, а основным информационным поводом для их появления в газете становятся юбилейные даты или выход в свет интересных книг или публикаций.
Помимо литературных и металитературных вопросов региональная периодика предреволюционной эпохи рассматривала и широкий круг проблем, связанных с искусством и культурой. Этот комплекс стал главным в выступлениях ряда участников конференции. Доклад П.Ю. Гуревича «Образы пластических искусств в пространственной реализации провинциального города» поставил теоретическую проблему функционирования художественной образности при описании регионального хронотопа. Рассмотрев ее на материале различных литературных произведений, докладчик пришел к выводу, что основу топоса провинциального города в русской культуре составляют образы архитектуры, обладающие устойчивыми характеристиками безымянного вторичного культурного пространства, отражающего «ползущее в пространстве время» (М.М. Бахтин). Другой насущный вопрос – осмысление пространственной оппозиции «столица – провинция». Он стал объектом внимания в докладе А.И. Иванова «Особенности художественной жизни России начала XX века на страницах Тамбовской периодики 1900–1910-х годов». На примере газет «Тамбовский край» и «Народная нива» ученый исследовал восприятие в провинции столичной информации о литературе и театре, отражение культурной жизни в губернском городе начала прошлого столетия. К этой же теме, но на материале другой региональной прессы обратился Ю.В. Лучинский (доклад «Национальная культура на страницах газеты “Кавказ” в период редакторства Е.С. Сталинского (1872–1877»). Проследив историю печатного органа, появившегося в Тифлисе по инициативе князя М.С. Воронцова, исследователь показал, что данная газета является интересным образцом государственно-частного партнерства, когда редактор получал периодическое издание на условиях аренды. О месте музыкального дискурса в региональной прессе говорилось в докладе М.Н. Шашкиной «Музыкант И.В. Липаев – сотрудник газеты “Саратовский листок”: по материалам Государственного архива Саратовской области». Обращение к архивным источникам позволило выяснить, что профессор-музыковед, стоявший у истоков первой в российской провинции консерватории, плодотворно сотрудничал с редакцией «Саратовского листка» в 1913–1914 гг. Докладчица обратила внимание, что в начале Первой мировой войны Липаев не только писал статьи на музыкальные темы, но и анализировал в печати резко изменившуюся ситуацию внутри родной страны и в мире. С.И. Гиндин в докладе «“Известия Московского литературно-художественного кружка” как культурный извод русской ведомственной журналистики» рассмотрел вопрос о влиянии В.Я. Брюсова – председателя названного кружка – на структуру и содержание журнала, следовавшего типовой схеме организации деловых ведомственных изданий. Отдельное внимание было уделено стратегии Брюсова-журналиста в распределении своих критико-литературных и публицистических текстов между «Известиями» и другими периодическими изданиями.
Еще один общий для участников конференции предмет исследования – диалог столичных писателей и провинциальных читателей. Ю.У. Каскина в докладе «Очерковая проза М. Горького в региональных газетах» сосредоточила внимание на журналистской работе как источнике тем и сюжетов. Исследователь отметила, что Горький нередко развивал событийный ряд путевых заметок в сложные художественные произведения. Выступление Е.А. Глуховской «“Бюро провинциальной прессы” С.А. Соколова как посредник между столичными писателями и провинциальными читателями» было посвящено организации, просуществовавшей менее года, но сыгравшей важную роль в истории журналистики и литературы. Задача «Бюро», созданного в 1907 году в Москве, состояла в том, чтобы расширить читательскую аудиторию, повлиять на ее вкусы и обеспечить писателей дополнительным заработком. Докладчице удалось собрать уже известные факты и дополнить их новыми архивными материалами и газетными находками. В докладе С.В. Федотовой «Корней Чуковский между “Одесскими новостями” и “Театральной Россией”» рассматривался малоизученный эпизод из жизни критика. С весны по осень 1905 года Чуковский одновременно печатался в провинциальной и столичной периодике. В петербургском еженедельнике созданных им рецензий и заметок вдвое больше, чем в одесской газете. Три статьи Чуковский публиковал параллельно в Петербурге и в Одессе. По мнению докладчицы, анализ этих материалов позволяет выявить интенции, связанные с представлениями критика о провинциальной и столичной читательской аудитории. Выступление М.В. Туриловой «Обзор публикаций о русской литературе и журналистике в Калужской губернии в предреволюционную эпоху в сборниках городской краеведческой конференции “Калуга в шести веках” и других источниках» строилось, в частности, вокруг научных работ калужских краеведов Г.М. Морозовой и Д.И. Малинина. Составление картотеки подобных работ было бы полезным для журналистов, историков и других исследователей. А.В. Швец посвятила свой доклад «Провинциальный читатель как соратник авангардного поэта (на примере группы “41º”, Тифлис)» поэтической практике футуристического сообщества, в которое входили А. Крученых, И. Терентьев, И. Зданевич. В отличие от более именитых литературных групп, «41º» в меньшей степени опирался на скандал как на средство для привлечения внимания. Региональные литературные критики, по словам докладчицы, симпатизировали футуристам, их лояльность не нужно было настойчиво завоевывать. Поэтому сложившейся в группе «41º» коммуникативной стратегии присуща диалогичность. Она сводится к тому, что читатель пародирует поэта, присваивая прием и становясь автором. В докладе Л.В. Маштаковой «Символизм и символистская критика в уральской периодической печати: случай С.В. Виноградова» речь шла о поэте и критике, занимавшем видное место в литературной жизни Урала в начале XX века. Его эссе и стихотворения в прозе могут служить примером, с одной стороны, усвоения эстетики символизма, с другой – сохранения демократической установки на «исправление нравов». А.В. Геворкян в выступлении «Русская литература и культурная жизнь на страницах армянской периодики конца XIX – начала XX века» дал систематический взгляд на армянскую периодическую печать. Среди прочего были проанализированы литературно-художественные журналы «Гехарвест» и «Мегян», создание которых обуславливалось общеевропейскими тенденциями развития культуры того времени. Докладчик заметил, что армянские переводчики активно осваивали произведения самых разных русских авторов (И. Потапенко, П. Соловьевой, К. Бальмонта, В. Брюсова, М. Горького и др.).
Особое внимание участники конференции уделили взаимодействию И.А. Бунина с газетами и журналами. Этой теме было посвящено несколько выступлений. С.Н. Морозов в докладе «Ранняя художественная проза И.А. Бунина в периодических изданиях 1887–1902 гг.» анализировал произведения писателя, опубликованные в газетах «Орловский вестник», «Полтавские губернские ведомости», «Южное обозрение», «Южная мысль», «Одесские новости», а также в столичной периодике. Первые бунинские рассказы создавались под влиянием народнической литературы конца XIX века. При всей подражательности в них уже просматриваются черты более зрелых вещей, в том числе ослабленность сюжета. Докладчик подчеркнул, что ранние тексты Бунина до сих пор не собраны и нуждаются в кропотливом изучении. К аналогичному выводу пришел и А.В. Бакунцев. В его докладе «Условно-нехудожественные публикации И.А. Бунина в русской провинциальной печати конца XIX – начала XX в.: историко-литературный и текстологический аспекты» объектом рассмотрения стали критические статьи, заметки, рецензии, корреспонденции, обзоры, мемуарные очерки, ответы на вопросы анкет и письма в редакции. На сегодняшний день выявлено 45 таких произведений. Вместе с тем многие условно-нехудожественные тексты Бунина пока не атрибутированы. Речь идет среди прочего о корреспонденциях, которые писатель отправлял в газету «Киевлянин» в пору службы в библиотеке Полтавского статистического бюро в середине 1890-х гг. С другой стороны посмотрела на бунинскую прозу В. Кубяк. Ее выступление «Ранние произведения Ивана Бунина “День за день” (1889), “Федосеевна” (1891) и “Помещик Воргольский” (1892) как отражение провинциальной жизни предреволюционного периода» строилось вокруг трех рассказов, которые писатель создал, будучи сотрудником газеты «Орловский вестник». По словам докладчицы, в этих произведениях воссоздается типичный жизненный уклад русской провинции конца XIX века. Затрагивались и проблемы, связанные с восприятием личности и творчества Бунина провинциальными журналистами. Доклад Н.В Жиляковой «Иван Бунин на страницах ведущей газеты Сибири “Сибирская жизнь” (1914–1915 гг.)» и доклад В.И. Чернышевой «Певцу “Листопада”. 25-летний юбилей литературной деятельности И.А. Бунина на страницах газеты “Саратовский вестник”» были посвящены периоду Первой мировой войны и оценкам, которые давались уже именитому на тот момент писателю.
В сферу научных интересов участников конференции попала также деятельность провинциальных литературных критиков и переводчиков. Ю.С. Ромайкина в докладе «Материалы о Л.Н. Толстом в выпусках “Саратовского листка” за 1911–1913 гг.: тематические аспекты» выделила основные факты и явления, которые привлекали внимание газеты. Были обнаружены публикации о смерти Л. Толстого, о выкупе Ясной Поляны государством, биографические сведения, оценки творчества и мировоззрения, письма, репродукции картин. Доклад Е.А. Андрущенко «Л. Толстой в “Южном крае” в 1904–1905 гг.» представлял собой анализ образа писателя, созданного на страницах одной из крупнейших провинциальных газет. Толстой воспринимался как нарушитель нормы: он не публиковал своих произведений, рассуждал о нуждах народа и пахал землю, призывал к религиозному самосовершенствованию, выдвигал пацифистские лозунги во время русско-японской войны. По мнению докладчицы, газета «Южный край» зафиксировала начало превращения писателя в героя поп-культуры. Д.В. Новохатский в докладе «Роман Федора Сологуба “Творимая легенда” в дореволюционной провинциальной критике» показал, как шли дискуссии о программном произведении в нескольких изданиях («В мире искусств», «Одесское обозрение», «Волга»). С одной стороны, критики усматривали в «Творимой легенде» непоследовательность, рыхлость композиции, слабую проработку персонажей. С другой – отмечали оригинальность замысла, смелое сочетание реалистических элементов и фантастики. О роли женщины в журналистике конца XIX века и сложности участия в литературном процессе шла речь в выступлении Т.В. Левицкой «“Провинциальное эхо”: рецепция творчества Н.А. Лухмановой в региональной прессе». Н. Лухманова не только работала в традиционных женских жанрах (автобиография, беллетристика), но и осваивала новые формы (публицистика, военная корреспонденция). Критика неоднозначно оценивала ее творческие поиски. Доклад Н.Х. Орловой «О “Вехах” и разочарованиях русской интеллигенции: по мотивам статьи Ксении Милорадович в Алтайской газете (1910. № 121. Июль)» был посвящен откликам К. Милорадович на сборник «Вехи». Исследовалась рецензия в журнале Министерства народного просвещения и статья о рассказе М. Осоргина «Эмигрант». Е.И. Погорельская в докладе «Публикации о гастролях Дж. Грассо в декабре 1908 года в газетах “Одесские новости” и “Одесский листок” как реальный комментарий к рассказу И. Бабеля “Ди Грассо” (1937)» соотнесла газетные рецензии и художественный текст. Удалось, в частности, установить, что репертуар Грассо, о котором пишет И. Бабель, не соответствует подлинному репертуару трагика. В рассказе – «Король Лир», «Отелло», «Нахлебник», «Гражданская смерть»; в соответствии с газетой – «Проклятие» Л. Капуаны, «Феодализм» А. Гимеры, «Око за око» (без автора), «Гражданская смерть» П. Джакометти. Выступление Н.Е. Никоновой и Т.Р. Даниеляна «Переводная литература в газете “Кавказ” 1884–1918 гг.» строилось вокруг неординарного материала. Были представлены тексты, которые ранее не становились объектом специального исследования. Ю.С. Серягина в докладе «Немецкая женская проза в периодике Российской империи: переводы рассказов Габриэле Рейтер» отметила, что на страницах газет Сибири, Юга, Юго-Западного края, Поволжья значительное место отводилось зарубежной словесности. Регулярно печатались переводы художественных произведений, обзоры на театральные постановки, заметки, библиографические статьи. Среди зарубежных писательниц начала XX века второй по популярности следует признать Г. Рейтер.
После окончания конференции был проведен круглый стол «Итоги и перспективы проекта РНФ “Русская литература и журналистика в предреволюционную эпоху: формы взаимодействия и методология анализа”». Его Программа включала выступления всех участников творческого коллектива: Холиков А.А. (руководитель проекта) «Исследование путей и характера взаимодействия русской литературы и журналистики в кризисную эпоху: теоретико-методологический и текстологический аспекты»; Андрущенко Е.А. (основной исполнитель) «Осмысление путей взаимодействия писателя и провинциальной прессы: итоги и задачи»; Орлова Е.И. (основной исполнитель) «Литературная критика в жанровой структуре российской периодики предреволюционных лет»; Федотова С.В. (основной исполнитель) «Фельетонная критика Корнея Чуковского и писательская репутация (по результатам проекта)»; Захарова Е.М. (исполнитель проекта, молодой ученый) «Литература в газете или газетная литература (на материале росписи предреволюционных выпусков “Южного края”)»; Поддубцев Р.А. (исполнитель проекта, молодой ученый) «Литература на страницах газеты “Новое время” в 1914 – 1917 гг.: темы, имена, оценки»; Филатов А.В. (исполнитель проекта, молодой ученый) «Формы взаимодействия литературы и журналистики в военное время (на материале выпусков газеты “Русское слово” 1914 – 1917 гг.)»; Фролов М.А. (исполнитель проекта, молодой ученый) «Газетные материалы по русской литературе и журналистике в предреволюционную эпоху: авторы, рубрики, жанры (по итогам аннотированной росписи содержания номеров газеты “Новое время” начала 1900-х гг.)»; Шапкина О.И. (исполнитель проекта, молодой ученый) «Архивные материалы как источники, характеризующие механизмы взаимодействия печати с цензурой, авторами и читателями». Таким образом, на конкретном историко-литературном фундаменте были продемонстрированы наиболее значимые результаты по индивидуальным темам, утвержденным в первый год реализации проекта: «Исследование путей и характера взаимодействия русской литературы и журналистики в кризисную эпоху: теоретико-методологический и текстологический аспекты», «Литературная критика в жанровой структуре российской периодики», «Формы взаимодействия литературы и провинциальной журналистики», «Литературная критика и репутация писателя (на материале русской дореволюционной периодики)», «Обследование редакционных архивов, позволяющее ввести в научный оборот материалы, характеризующие механизмы взаимодействия печати с цензурой, авторами, читателями», «Оптимизация алгоритма сбора и росписи газетных материалов по русской литературе и журналистике в предреволюционную эпоху». Круглый стол не только обобщил некоторые из важнейших результатов трехлетней работы, но и обозначил фундаментальные и прикладные перспективы проекта РНФ. С итогами проведенного круглого стола можно ознакомиться в аудиоформате.
Участники конференции и круглого стола также встретились на презентации нового справочника «Русская литература и журналистика в предреволюционную эпоху: материалы к научной библиографии» (М.: АЛМАВЕСТ, 2022). Составитель – О.И. Шапкина. Научный редактор – А.А. Холиков. Состоявшееся затем обсуждение подтвердило востребованность и ценность издания, а главное – перспективность продолжения проекта по изучению взаимодействия русской литературы и журналистики предреволюционной эпохи, оказавшей сильнейшее влияние на обе ветви отечественной словесности.