В одном из ведущих отечественных изданий по филологии, индексируемых в WoS и Scopus, в журнале «Вестник Томского государственного университета. Филология» (2023. № 81), опубликована статья Е.М. Захаровой «Стратегии и тактики фельетона в газете «Южный край» (Василий Иванов, Н.А. Лухманова)» (С. 153–167) с результатами работ по проекту РНФ № 20-18-00003. На материале текстов В.И. Иванова и Н.А. Лухмановой рассмотрены стратегии и тактики фельетона как речевого жанра в газете «Южный край» за 1900–1905 гг. Обоснованы детерминированность жанра социокультурными обстоятельствами и закономерное для предреволюционного времени возрождение сатирического направления. Отмечены концентрация на текущих событиях, легкость и живость стиля, сочетание в текстах художественных и публицистических свойств, непринужденность и стихийность композиции. В частности, фельетоны Иванова и Лухмановой иллюстрируют две реализации фельетона как жанра с раскрытием собственной проблематики. Можно говорить о том, что перспективой для каждого автора становится формирование некоего художественно-публицистического цикла с индивидуальными набором тем и стилистическим оформлением. Но постепенно, по мере приближения революционных событий, разница в соотношении литературного и журналистского аспектов стирается. Общность повествовательной манеры Шпильки и Лухмановой – подчеркнуто личностное начало, изложение от первого лица. В пространстве их фельетонистики объединяются литературно-художественные особенности и журналистские идеи. В целом общественно-политическая проблематика, а также принципы актуальности и злободневности начинают доминировать в «Южном крае» к 1905 г. Нарастание публицистичности в фельетоне условно можно объяснить рядом факторов: воздействием как основополагающим признаком жанра, а также самим форматом газетного текста, где ведется непрекращающийся диалог с подписчиками, что обеспечивает влияние и усиливает роль взаимодействия с интересами читателей. Нельзя не отметить и фактор времени, особого перед революцией, когда полярность во взглядах среди членов общества усилилась, а публицистика и агитационные стратегии получили большее применение, в том числе посредством газетных материалов.