20 марта 2021 года на филологическом факультете МГУ имени М.В. Ломоносова в рамках X Международной конференции «Текстология и историко-литературный процесс» А.В. Филатов представил тему «“От акмеизма ты сам уходишь, заявляя, что он не школа”: причины конфликта С.М. Городецкого и Н.С. Гумилева (на материале переписки и литературно-критических выступлений)». Доклад был посвящен анализу взаимоотношений двух лидеров акмеизма, отразившемуся как в их эпистолярном наследии, так и в публицистических выступлениях. Изначально полярность эстетических установок обоих поэтов была осмысленна ими как программный принцип акмеизма – «синтетического» явления, не только преодолевающего символизм, но и аккумулирующего лучше достижения его различных течений. Однако на практике наличие у школы двух лидеров со столь разными творческими путями и взглядами на искусство привело к их конфликту, отраженному в частично дошедшей до нас однодневной переписке от 16 апреля 1914 г. и закончившемуся скорым примирением. Анализ двух писем Городецкого, одно из которых было полностью опубликовано только в 2018 г., а также ответа Гумилева демонстрирует, что катализатором конфликта стал вопрос о статусе акмеизма как школы и необходимость разделения его «наследства». Обращение же к периодике весны 1914 г. дает повод предположить, что причиной конфликта также могла стать неявка Гумилева и участников «Цеха поэтов» на доклад Городецкого «Об акмеизме и его критиках», прочитанный 7 марта в Литературном обществе и воспринятый там резко негативно. Изначально оба лидера течения должны были выступать на этом заседании вместе, а положения их докладов - подкрепляться чтением акмеистических стихов. Городецкий после такого поступка посчитал себя вправе обвинить Гумилева в отступлении от акмеизма и «присвоить» его себе. По-видимому, в качестве шага примирения Гумилев прочел свой доклад «Искусство аналитическое и синтетическое» 25 апреля, однако подчеркнул в нем мысль, что «метод акмеизма синтетичен», имплицитно напоминая о важности их союза с Городецким.