30 и 31 мая 2023 г. на Международной научной конференции «Поэтика художественной детали в мировой литературе: традиции и новации», приуроченной к 300-летию РАН, выступили участники проекта РНФ № 20-18-00003-П. Так, А.В. Филатов представил доклад «Метаморфозы художественной детали в лирике, публицистике и письмах Н.С. Гумилева военного времени». В ходе анализа были рассмотрены трансформации конкретной детали (созвездия в ночном небе), по-разному раскрывающейся в различных текстах Гумилева периода Первой мировой войны: стихотворении «Священные плывут и тают ночи…», IV главе «Записок кавалериста» и письме к Л.М. Рейснер от 15 января 1917 г. Показано, как данная деталь связана с реальным фронтовым впечатлением поэта-воина в ноябре 1914 г., которое стало материалом для творчества. В поэтическом произведении оно сворачивается до единичной детали, описанной через астрологическую метафору («записи судеб»). В автобиографических «Записках кавалериста», напротив, разворачивается до системы подробностей (обнаруживающей параллели с другим эго-документальным текстом поэта – «Африканским дневником»), однако сохраняет провиденциальную семантику благодаря сравнению со «свитком Каббалы». Затем анализируемая деталь вновь редуцируется в личной переписке, кардинально меняя свою функцию для решения определенных прагматических задач (произвести впечатление на адресата). В заключение доклада показано, как деталь созвездия на ночном небе становится у Гумилева основой хронотопа отдельного произведения (поэмы «Звездный ужас»), в котором синтезируются элементы всех предыдущих текстов вместе с их функциями (мотивами предсказания судьбы, ужаса, взгляда небесного существа на землю и т.д.). В свою очередь, в выступлении Е.М. Захаровой на тему «Художественная детализация в публицистическом фельетоне ("Южный край": 1900–1905 гг.)» с опорой на материалы, обнаруженные в ходе реализации проекта (2131 номер «Южного края», где ежегодно публиковалось свыше 400 авторизованных и неавторизованных, переводных и написанных на русском языке фельетонов), выделены тексты В. Иванова (Шпильки), Н. Тамарина, Н. Сумцова, Н. Лухмановой, П. Карпова. Тематически их можно объединить в несколько основных групп: рассказы и другие художественные произведения, анализ недавних политических и военных событий, биографические и путевые заметки, литературно-критические очерки и рецензии, историографические наблюдения. Для характеристики структурно-семантических особенностей фельетона подробно рассмотрены тексты таких постоянных авторов «Южного края», как Хорольский и Грузинский. В контексте изучения форм взаимодействия литературы и журналистики переходной эпохи особое внимание уделено поэтике художественной детали.