В условиях распространения коронавирусной инфекции очередное заседание регулярно действующего семинара по теме проекта прошло с применением дистанционных технологий (на платформе Zoom) 29 января 2022 года.

Логотип РНФ ч

Seminar 29.01

I. Основные вопросы

  • Утверждение персональных планов работы на 2022 год.
  • Научные доклады.

II. Докладчики

            А.А. Холиков, Е.А. Андрущенко, Е.И. Орлова, А.В. Филатов, О.И. Шапкина

III. Результаты обсуждения

В докладе Е.А. Андрущенко «Столичная “звезда” в провинции: объявление, рецензия, проблемная статья» речь шла о трех жанрах, в которых оформлялись публикации о приезде столичной «звезды» в провинцию. Материалом для выводов стали публикации «Финляндской газеты» и «Южного края» в предреволюционные годы. Под словом «звезда» в этом случае подразумевается деятель литературы и искусства, имеющий всероссийскую и/или мировую славу, причем мерилом здесь выступают субъективные оценки журналистов провинциальной газеты. Представление о значимости «звезды» было связано с их симпатиями, политическими взглядами или вкусами. Для провинциальной газеты приезд в город столичной «звезды» – писателя, артиста, критика и пр. – представлялся важным поводом для публикации. За пределами внимания, естественно, остаются публикации о выступлении ученых или приезде крупного предпринимателя, священнослужителя и пр. К ним в какой-то степени также применимо это слово («звезда»), но в другом смысле – известный, авторитетный, влиятельный человек / представитель власти / высшего, привилегированного класса. На основе конкретных примеров в сообщении анализируется специфика объявлений, рецензий и проблемных статей о столичной «звезде». В этих материалах газета информировала, рекламировала, извещала, приветствовала и оценивала, приобщая читателя к всероссийской славе приехавшей в провинцию «звезды». Смотреть видеозапись выступления.

Е.И. Орлова в докладе «А. Блок и “Русская молва”. Часть 2: Поэзия на страницах газеты» поставила сложную и методологически не разрешенную до сих пор проблему – взаимовлияние контекста газетного номера и поэтического текста в нем. Поэтическая речь, будучи особой и при этом высшей формой человеческой речи, изначально не может не быть противопоставлена остальному газетному тексту начиная уже с визуального восприятия стихотворения. Следующий уровень, на котором проявляется конфликт, – словесный. Затем   –   интерпретационный. Автор рассматривает различные подходы к решению этой проблемы и приходит к выводам: правомерно говорить о взаимовлиянии контента газетного номера и стихотворного произведения. Современный поэту читатель, в случае первой публикации стихотворения в периодике, воспринимает поэтический текст сначала именно как часть газетного/журнального контента. Газета и журнал в этом смысле существенно различаются. В журнале, например, возможна подборка стихотворений, что крайне редко встречается в газете, где удельный вес литературных материалов заведомо ниже. Поэтическая книга становится новым контекстом, а вместе с этим могут меняться и смысловые обертоны произведения, и его восприятие читателями. И, наконец, по прошествии времени первоначальный газетно-журнальный контекст утрачивает свою актуальность для читателя, отходя на второй план восприятия либо исчезая вовсе. В исследованиях выявляются две противоположные точки зрения: для Д.Е. Максимова (1930) печатный орган определяет восприятие поэтического произведения, становящегося при публикации частью его контента. Для Ю.Б. Балашовой (2021), напротив, «“входящие” тексты создают “метатекст” и определяют в конце концов “сверхтекст” издания». Смотреть видеозапись выступления.

IV. Разное

  • Подготовка Международной научной конференции «Русская литература и журналистика в предреволюционную эпоху: региональный аспект» – Е.А. Андрущенко, А.В. Филатов.
  • Концепция и состав научной библиографии, посвященной изучению путей взаимодействия литературы и журналистики в предреволюционной периодике – О.И. Шапкина.