23 сентября 2021 года в Институте мировой литературы имени А.М. Горького РАН в рамках Международной научной конференции «Границы культурной эпохи: “Серебряный век”. К 100-летию смерти А. Блока и Н. Гумилева» С.В. Федотова выступила с докладом «Смерть А. Блока как “момент истины”: случай К. Чуковского», в котором рассмотрела жесткий самоанализ Чуковского-критика в траурные дни, подводя итог его дореволюционной критике и прогнозируя его дальнейшую писательскую судьбу. В центре выступления — история личных и творческих взаимоотношений Блока и Чуковского в новом ракурсе, выявляющем значение смерти поэта в писательской саморефлексии критика. Особое внимание уделяется «Книге об Александре Блоке», в основном законченной Чуковским при жизни поэта, одобренной им и увидевшей свет в 1922 г. Это одна из первых монографий о Блоке, полностью посвященная анализу его поэзии как восхождению к поэме «Двенадцать». Книга обобщает и развивает интерпретации и оценки творчества Блока, высказанные Чуковским-критиком в статьях дореволюционного времени. Согласно выдвинутой гипотезе, работа над книгой стала важным поворотным пунктом в литературной карьере Чуковского: она продемонстрировала талантливость, эстетическую чуткость и смелость критика, который одним из первых назвал Блока «великим национальным поэтом», а поэму «Двенадцать» — гениальной (еще при жизни автора). В то же время книга выявила определенные границы критического метода, укорененного в фельетонном стиле (что косвенно подтверждается рядом провальных лекций Чуковского о Блоке в апреле-мае 1921 г.). Кончина Блока стала для Чуковского кардинальным пересмотром прежних ценностей, вызвала безжалостный самоанализ перед фактом смерти поэта («в литературе я ничто, фальшивый фигляр — не умеющий по-настоящему и слово сказать»). Рефлексы этого «момента истины» прослеживаются в воспоминаниях Чуковского о Блоке разных лет, что позволяет выявить изменения авторской самоконцепции мемуариста на материале автодокументальной психологической прозы.