12 апреля 2024 г. состоялось второе в этом году и восемнадцатое с начала реализации проекта заседание регулярно действующего семинара.

Повестка:
1) Научные доклады:
 
Е.А. Андрущенко - «"За все 16 лет я ничего не видел от Вас дурного…": Н.В. Снессарев в переписке с А.С. Сувориным».
А.В. Филатов - «“Литературные” выпуски газеты “Русское слово” как метатекстовая структура».
О.И. Шапкина - «Циклы статей Е. Чернобаева “Заметки читателя” и “Озлобленный читатель” в газете “Вологодские губернские ведомости”».
 
2) Организация международной научной конференции «Русская литература и журналистика в предреволюционную эпоху как поле междисциплинарного взаимодействия» (время проведения - октябрь 2024 г.), а также итогового круглого стола по теме проекта (время проведения - ноябрь 2024 г.)
 

Лого_РНФ.jpeg

Seminar_12.04.jpg

 I. Основные вопросы

  • Научные доклады.
  • Подготовка международной конференции «Русская литература и журналистика в предреволюционную эпоху как поле междисциплинарного взаимодействия» (24–25 октября 2024 г., ИМЛИ РАН).

II. Докладчики

А.А. Холиков, Е.А. Андрущенко, А.В. Филатов, О.И. Шапкина.

III. Результаты обсуждения

Е.А. Андрущенко представила доклад на тему «“За все 16 лет я ничего не видел от Вас дурного…”: Н.В. Снессарев в переписке с А.С. Сувориным», основанный на письмах, отложившихся в архиве редактора и издателя газеты «Новое время». Значимость этого материала состоит в том, что Николай Васильевич Снессарев (1856–1928), журналист, гласный Петербургской городской думы, сотрудничал в газете «Новое время» долгие годы и был автором скандальной книги «Мираж “Нового времени”: Почти роман» (1914). В архиве А.С. Суворина отложилось 49 листов писем Н.В. Снессарева, написанных в период с 1891 по 1912 г. Письма Н.В. Снессарева – интересный документ, позволяющий сделать некоторые выводы о деятельности газеты «Новое время». Подрастающие дети мыслились А.С. Суворину его постоянными подмастерьями и помощниками. Но не все они были способны к методичной и ежедневной работе с полной отдачей, как работал сам А.С. Суворин. Семья требовала значительных расходов и пользовалась кассой газеты, как своей. Н.В. Снессарев, основным источником доходов которого была служба в газете, рассматривал служение семейству как свой вклад в благополучие «Нового времени» и находился между членами большой семьи как доверенное лицо, особенно между Алексеем и его отцом. Но его роль была довольно противоречивой. Выбирая сторону сына, он вводил в заблуждение отца, не смея рассказать ему правду, но стремился оставаться полезным именно ему. В написанной им книге обнаруживаются такие стороны деятельности газеты, которые находились на грани закона, и Н.В. Снессарев, судя по всему, участвовал в этих операциях. Между тем ответственность за административные и финансовые безобразия он почти полностью возлагал на А.С. Суворина. С другой стороны, в судьбе «Нового времени» отразились пороки купеческого дела, каковым, на самом деле, и была газета. Слабеющий А.С. Суворин, не способный противостоять нарастающей силе детей, вынужденный считаться с растущими аппетитами других членов семейства, в последнее десятилетие газеты все хуже справлялся с финансовыми трудностями. Ему пришлось пойти на создание «Товарищества», в котором голоса его детей уравновешивались бы голосами посторонних пайщиков, что в какой-то мере позволило отрегулировать расходы газеты и издательства. Но политику газеты, в которой оказывалось все больше случайных людей, он уже полностью определять не мог. Этот вывод следует иметь в виду, когда речь идет об истории «Нового времени»: плодотворным при ее изучении может быть периодизация, учитывающая изменения в редакции и особенно – в финансово-хозяйственной деятельности, оказывающейся едва ли не важнее, чем собственно политика издания.

В свою очередь, доклад А.В. Филатова «“Литературные” выпуски газеты “Русское слово” как метатекстовая структура» был посвящен рассмотрению номеров периодического издания, главная новость в которых так и ли иначе связана со сферой художественной литературы. Была отмечена объективная сложность идентификации центрального события в выпусках ежедневных газет в связи с отсутствием постоянных маркеров для его выявления. В качестве возможного решения данной проблемы предлагается ориентироваться на паратекстуальные компоненты газетного выпуска, концертирующие в себе содержание всего номера. Наиболее яркие случаи – наличие на внутренних полосах газеты тематического заголовка, занимающего по длине всю полосу или большую ее часть и объединяющего различные публикации, связанные с названным событием. На основании этого критерия из массива выпусков «Русского слова» за 1906–1913 гг. было отобрано 25 номеров, в которых подобные заголовки имеют литературный характер. Докладчиком предложена типология этих «литературных» выпусков: 1) мемориальные номера, посвященные годовщинам смерти или рождения известных писателей, уже ушедших из жизни; 2) близкие к ним по структуре юбилейные и траурные выпуски, освещающие юбилеи и смерти литераторов; 3) праздничные номера, в центре которых – иное событие литературной жизни (например, открытие выставки или памятника); 4) текстологические, или источниковедческие, выпуски, в которых публикуются новонайденные художественные тексты. В заключение сделан вывод, как дальнейшее исследование описанных газетных метатекстов может помочь определить редакторскую стратегию формирования литературного канона и культурной мифологизации образов литераторов, что является одним из перспективных путей изучения взаимодействия между литературой и журналистикой рубежа веков.

Наконец, О.И. Шапкина представила тему «Циклы статей Е. Чернобаева “Заметки читателя” и “Озлобленный читатель” в газете “Вологодские губернские ведомости”». На новонайденном материале были рассмотрены тексты малоизвестного критика, поэта и переводчика Евгения Ивановича Чернобаева (1869–1915), который затрагивал в своих заметках актуальные вопросы: чего ждет от журналов и газет провинциальный читатель? что такое критика, публицистика, беллетристика? по каким признакам стоит отбирать художественные произведения для рекомендации читателю? каков настоящий хороший русский роман? Анализ публикаций Е.И. Чернобаева в газете «Вологодские губернские ведомости» позволяет заключить, что критик интересовался современным состоянием и тенденциями развития прессы начала ХХ века, отстаивал право читателя на качественную периодику.