1 декабря 2022 г. в рамках XII Международного междисциплинарного симпозиума «Разнообразие культур» / The Twelfth International Interdisciplinary Symposium "Encounter of Cultures" (Нови Сад, Сербия, Университет Нови Сада) Е.М. Захарова выступила с докладом на английском языке “LITERATURE AND JOURNALISM: WAYS OF INTERACTION” («Литература и журналистика: поле взаимодействия») по материалам газеты «Южный край» (1881–1919), обнаруженным и осмысленным в ходе реализации проекта РНФ № 20-18-00003. В результате исследования расширены научные представления о процессах интеграции словесности в сферу общественного внимания. Доклад продемонстрировал жанрово-тематические особенности литературных и критических публикаций ежедневной общественной, политической и литературной газеты в 1900 – 1905 и 1914 – 1917 гг. Внимание уделено контексту, в котором существовала периодическая печать в начале XX века, поэтике фельетона как общественного и литературного центра газеты, присутствию в ней литературно-критического дискурса, а также роли отдельных авторов в его трансформации накануне 1917 г. См. тезисы.

Еще два доклада участников проекта включены в программу Международной научной конференции «“Круг Мережковских”: театр и музыка», которая пройдет 8 – 9 декабря 2022 г. в ИМЛИ РАН. С.В. Федотова проанализирует театральные рецензии К.И. Чуковского; в свою очередь, А.А. Холиков выступит с темой «“Духа не угашайте”: от “театра военных действий” до репертуара революционных будней (Д.С. Мережковский VS Д.В. Философов)». 

Novy Sad

15 июня 2022 года Е.М. Захарова выступила с докладом «Историография в газете “Южный край” (1900–1905 гг.)» на Международной конференции «Научные школы Института мировой литературы им. А.М. Горького РАН: к 90-летию ИМЛИ» (Москва, ИМЛИ РАН). Заметки В.П. Карпова, публиковавшиеся в фельетонной рубрике «Южного края» на регулярной основе, сформировали краеведческую традицию Харькова и были весьма успешны: читатели следили за историями о Кузине, Шерыкине, Игольникове, Костюрине, Ломакине, Скрынникове и других ярких представителях купечества. В докладе впервые предложена типологическая классификация этих текстов, предпринята попытка охарактеризовать их эстетическую природу, разграничив документальное и фикциональное начала.

ЮК.jpg

Программа конференции

18 ноября 2022 г. на Международной научной конференции «А.М. Горький в Германии: новые подходы к теме» (ИМЛИ РАН) Е.М. Захарова выступила с докладом «Перед отъездом: “Южный край” о М. Горьком в 1914 – 1917 гг.» с опорой на материалы, обнаруженные в ходе реализации проекта РНФ. В 1921 г. Максим Горький уехал в Германию. Однако этому решению после амнистии в 1913-м предшествовало по-настоящему насыщенное в творческом отношении время. Завершена работа над основными произведениями, открыты издательства «Парус» и «Всемирная литература», а также журнал «Летопись», написаны антивоенные статьи, цикл «Несвоевременные мысли». Яркий период, предварявший эмиграцию, не оставался без внимания как в столичных, так и провинциальных изданиях. В этом отношении научный интерес представляет рецепция биографического и творческого пути писателя в газете «Южный край». «Телеграмма М. Горького», «М. Горький в России», «Приветствие М. Горького», «Паспорт М. Горького» – вот лишь немногие названия заметок и статей, отражающих степень заинтересованности в личной и профессиональной трансформации М. Горького. В докладе выявлен характер публикаций, посвященных писателю в 1914 – 1917 гг., и проанализирована смена вектора редакционной политики «Южного края».

 

Maxim Gorky 1926

 

Программа конференции

Очередное заседание регулярно действующего семинара по теме проекта прошло с применением дистанционных технологий (на платформе Zoom) 10 июня 2022 года.

Логотип РНФ ч

Seminar_10.06.22.jpg

Специалисты по изучению форм взаимодействия русской литературы и журналистики прислали свои отзывы о состоявшейся в рамках проекта Международной научной конференции «Русская литература и журналистика в предреволюционную эпоху: региональный аспект» (20 – 21 октября 2022 года), а также о круглом столе по итогам трехлетней работы. Публикуем их на нашем сайте.

"Разнообразие проблемного поля прозвучавших в рамках секционного заседания докладов определил амбивалентный образ русской провинции: от архаически-плоскостного, где даже пространственные искусства лишены объема, до карнавально-жизнеутверждающего. В качестве дискуссионного обсуждался, в частности, вопрос о возможности выделения единого регионального литературного сверхтекста (по аналогии с «петербургским текстом»). Магистральное направление исследования, связанное с взаимодействием литературы и журналистики, поистине – безгранично. Вплоть до конца ХХ века периодические издания оставались основным коммуникативным каналом публикации новых произведений, обретающих в такого рода контексте свойство медиатекстов. В этом смысле настоящий проект выступает базисом для фундаментального направления междисциплинарных социально-гуманитарных исследований".

Ю.Б. Балашова,

Санкт-Петербург, Санкт-Петербургский государственный университет, Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций, кафедра истории журналистики, профессор, доктор филологических наук.

"Дорогие коллеги! Разрешите поздравить коллектив ИМЛИ с успешным проведением конференции! Мне довелось присутствовать на предыдущем форуме, когда обсуждался проект. Главное направление конференции-2022 – внимание к Слову в региональной прессе и литературе, взаимовлиянию столичной и провинциальной печати. Слушая доклады на пленарном заседании, в сессии 3 и на Круглом столе, убедился, что замысел успешно воплощен. С этим и хотелось бы поздравить участников проекта — прежде всего сотрудников ИМЛИ, которые ознакомили с результатами своей работы. В руках интересующихся дореволюционной литературой и журналистикой теперь будет бесценный источниковедческий материал. Отрадно, что услышанные работы ученых из регионов были лишены «местечковости», локального акцента. Не побоюсь громких слов, они были интересны общероссийской весомостью. Еще раз спасибо за возможность участия в конференции!"

А.И. Иванов,

Тамбов, Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, факультет филологии и журналистики, кафедра русской и зарубежной литературы, журналистики, профессор, доктор филологических наук.

Чтобы ознакомиться с другими отзывами, нажмите на заголовок этой новости (см. выше)!

24 мая 2022 года О.И. Шапкина выступила с лекцией "Сергей Поляков и Федор Сологуб: к истории сотрудничества" на заседании краеведческого сообщества "Красногорский летописец" в Главном доме усадьбы Знаменское-Губайлово (г. Красногорск). Систематизация некоторых фактов, изученных в ходе реализации проекта РНФ (№ 20-18-00003), позволяет утверждать, что Поляков и Сологуб сотрудничали довольно плодотворно. Начиная с 1904 года в "Скорпионе" вышло три книги писателя: "Собрание стихов", "Жало смерти", "Литургия мне" (без марки издательства). В 1907-м Поляков взял у Сологуба интервью для газеты "Русское слово". Основные темы беседы – роман "Мелкий бес", новое искусство и театр. В архивах также сохранилось несколько писем, которые подтверждают многолетнее общение двух этих деятелей Серебряного века. В частности, Поляков предлагал Сологубу помощь в переводе его произведений для европейских издательств и т.д.

 

Поляков_и_Сологуб.jpg

 

Фотоотчет о мероприятии

27 октября 2022 г. в рамках научно-практической конференции «Наследие русских писателей XX в.: вопросы эдиционной практики» А.А. Холиков представил текстологический анализ сборника Д.С. Мережковского «Невоенный дневник. 1914 – 1916» (1917) с опорой как на печатные источники – газетно-журнальную периодику и альманахи времен Первой мировой войны, так и на архивные материалы из РО ИРЛИ и РГАЛИ: подготовительные заметки и выписки автора, черновые и беловые рукописи, машинописи. На конкретных примерах продемонстрировано, что ценность выявленных публикаций и рукописных документов определяется задачами не только текстологии и эдиционной практики, но также истории литературы и интерпретирующей поэтики. В результате удалось охарактеризовать логику доработки текстов писателем (от рукописи к газетной публикации и далее – к сборнику); уточнить представления по проблеме разграничения цензорских/редакторских и авторских купюр в статьях Д.С. Мережковского; расширить знания об источниках, которыми он пользовался; выявить скрытую полемику писателя с современниками. Обращение к первым (прежде всего – газетным) публикациям текстов, составивших «Невоенный дневник. 1914 – 1916», показательно не столько для восстановления изначальной творческой воли автора (как это часто бывает), сколько для изучения характера искажений, которым подвергались его статьи до включения в сборник. Такая ретроспектива способна высветить наиболее острые для первых читателей Д.С. Мережковского пассажи и актуализировать их в сознании наших современников, выполнить, следуя принципу историзма, «обратный перевод». Наконец, газетно-журнальный контекст помогает объяснить выбор названия рассмотренной книги статей.

1

Программа конференции

21 мая 2022 года Е.М. Захарова выступила с докладом «"Из воспоминаний старожила": исторические очерки В.П. Карпова в "Южном крае"» на VIII Всероссийской научно-практической конференции «Медийные процессы в современном гуманитарном пространстве: подходы к изучению, эволюция, перспективы» (МПГУ). Написанные В.П. Карповым тексты, глубоко пронизанные субъективным отношением к предмету и основанные подчас на личном опыте автора, воспринимались в начале XX века и продолжают интерпретироваться сейчас как исторический документ. Однако основой для В.П. Карпова стали личные воспоминания и свидетельства очевидцев. Мемуарист был харьковчанином в нескольких поколениях, что определило его точку зрения на городскую историю. Как правило, очерки появлялись в  «подвальной» части второй полосы «Южного края», предназначенной для фельетонов и беллетристических произведений, нередко делили общую рубрику со стихотворениями. Такой контекст, безусловно, определял их читательское восприятие. Предметом обсуждения в докладе стала эстетическая природа  воспоминаний старожила, их место между документальной и художественной прозой.

В.П._Карпов.jpg

Программа конференции

20–21 октября 2022 г. состоялась Международная научная конференция «Русская литература и журналистика в предреволюционную эпоху: региональный аспект», организованная Институтом мировой литературы имени А.М. Горького РАН в ходе реализации проекта РНФ № 20-18-00003. По завершении конференции был проведен круглый стол о достигнутых в рамках проекта результатах.

Семь заседаний конференции, объединивших по программе 71 участника (ими заявлено 68 докладов) из ведущих научных и учебных организаций Армении, Италии, Китая, Латвии, Польши, России и Франции, а также гостей и слушателей, проходили в смешанном формате – в Институте мировой литературы имени А.М. Горького РАН и на платформе Zoom. Представляем вниманию аналитический обзор докладов, вошедших в итоговую программу, построенный по проблемно-тематическому принципу с краткой характеристикой каждого.

См. далее...

Логотип РНФ ч

баннер ч.б

14 мая 2022 года Е.А. Андрущенко выступила с докладом «"Я — сын Петра…": Д.С. Мережковский и "петровский поворот"» в рамках Международной научной конференции «Расцвет и падение петровско-пушкинской России: от Серебряного века к Пролеткульту (рубеж 19-20 вв. — 1922 гг.)»Авторский петровский миф в исторической беллетристике Д.С. Мережковского изучен довольно основательно, а его функционирование в публицистике остается вне поля зрения исследователей. В докладе рассмотрены газетно-журнальные публикации Мережковского 1900–1910 гг., в которых мысль о «петровском повороте» опрокинута в злобу дня. Называя себя самого и всю русскую интеллигенцию наследниками Петра, перепрочитывая историю русской литературы в свете «нового религиозного сознания», Мережковский утверждал хилиастическую идею Третьего завета или Церкви Духа Святого. Объединительная идея, включавшая в себя не только синтез неба и земли, духа и плоти, Запада и Востока, но оправдание революционного террора и пролитие крови, отражала противоречия русского культурного сознания. В газетных спорах с А.Н. Бенуа о европеизме, с М.О. Меньшиковым о язычестве, с В.В. Розановым о плоти, с П.Б. Струве о государственности, с кн. Е.Н. Трубецким о православном государстве и пр. обнаруживаются колебания между стремлением к продолжению традиции и призывами к «прерыву», к революции, восходящими не только к историософской концепции писателя, но и к опыту петровских преобразований. 

Провозглашение-Петра-императором.jpg

Программа конференции

15 октября 2022 г. на Международной научной конференции «Литературное произведение сквозь призму издательских процессов» (ИМЛИ РАН) Е.М. Захарова выступила с докладом «Иллюстрированное прибавление "Южного края": специфика газетного оформления». Целью выступления стало раскрытие особенностей газетного оформления предреволюционных выпусков крупнейшего провинциального периодического издания. Иллюстрированное прибавление «Южного края» в более объемной форме дублировало содержание утренних и вечерних выпусков газеты. Благодаря фотографиям и зарисовкам энциклопедически освещались темы, связанные с  высочайшими государственными решениями, светскими мероприятиями, а также культурными событиями. Кроме того, иллюстрированное прибавление 1899 – 1917 гг. дает более широкое понимание сатирических материалов газеты. Вопреки стереотипному представлению иллюстрированное прибавление выполняло не только развлекательную, но и аналитическую, а подчас и обличительную функции. Очевидно, что данная тема заслуживает дополнительного внимания со стороны исследователей русской литературы и журналистики предреволюционной эпохи.

ЮК 

Программа конференции

21 апреля 2022 года Е.И. Орлова выступила с докладом «Газета как текстологический и историко-литературный источник ("Русская молва", 1912 – 1913)» на Международном форуме «Медиа в современном мире. 61-е Петербургские чтения» (СПбГУ). Газета «Русская молва» дает ценный материал для постановки проблем, имеющих общий интерес: репутация издания; газета как текстологический и историко-литературный источник; ее роль в литературном процессе. История публикации статьи А. Блока «Искусство и газета» и разрыв поэта с редакцией отражают не просто частный случай, касающийся только одного Блока, но определенную закономерность – потенциальный конфликт злободневного и вечного, политического и общечеловеческого, или, по Блоку, «красивого» и «прекрасного», жизни и искусства, как он пишет об этом в статье. Ее новаторство состояло в том, что Блок предлагал решительно развести материалы об искусстве и остальное содержание газеты; тем самым художественный отдел должен был стать свободным от политической злобы дня, но также и от литературной конъюнктуры, от «хулиганства и хамства по отношению к искусству». Высокий уровень публикаций обеспечивало присутствие в газете таких авторов, как М.О. Гершензон, Л.Я. Гуревич, Б.М. Эйхенбаум, В.М. Жирмунский. О прогрессивной и демократической направленности «Русской молвы» говорят ее публикации, посвященные В.Г. Короленко, и сатирический раздел «Свисток». В литературной борьбе 1910-х гг. газета занимала модернистские, точнее – просимволистские позиции, не без иронии высказывалась об отечественном футуризме в лице Игоря Северянина (признавая, однако, его одаренность) и сугубо отрицательно – об итальянском, полемизировала с акмеизмом (статьи Б.М. Эйхенбаума и особенно Б.А. Садовского выделяются из общего обычно корректного тона газеты своей резкостью, против которой выступал Блок). Подробнее см. в опубликованных Материалах. Наряду с этим Е.И. Орлова приняла участие в работе Программного комитета Форума и выступила соруководителем секции «Актуальные вопросы историко-журналистских исследований».

apply banner

Программа конференции

В рамках Международной научной конференции «Критики и писатели: формирование литературной репутации в конце XIX – начале XX вв.» (Санкт-Петербург, ИРЛИ РАН, 6 – 7 октября 2022 г.) было представлено пять докладов по материалам, подготовленным в ходе реализации проекта РНФ № 20-18-00003. А.А. Холиков выступил с докладом «“Завет Белинского”: источниковедческие и методологические аспекты творческой лаборатории Д.С. Мережковского как ключ к изучению репутации литературного критика и писателя». С опорой на черновые выписки Мережковского, которые хранятся в РО ИРЛИ и не осмыслялись в обозначенной перспективе, дана оценка использованных писателем источников на фоне развернувшейся в начале ХХ века дискуссии о «наследии» Белинского между Ю.И. Айхенвальдом, Е.А. Ляцким, Ивановым-Разумником и др.; установлены явные и скрытые переклички с ее участниками, а также отличие от них.  В докладе Е.А. Андрущенко «“Правильная присылка статей” и “правильная присылка гонорара”: Мережковский и газета “Речь”» на материале писем 1908 – 1909 гг. в указанное периодическое издание проанализирована сознательная деятельность Мережковского по формированию репутации не только как выдающегося писателя, печатающего произведения уже второй трилогии, но и яркого полемиста и общественного деятеля, что обеспечивало постоянное присутствие его имени на страницах газеты. В выступлении С.В. Федотовой «Два “короля фельетонистов”: Корней Чуковский и Влас Дорошевич» детально рассмотрена история отношений знаменитых критиков в дореволюционной периодике; показаны фактические нестыковки и анахронизмы, содержащиеся в автобиографическом мифе Чуковского, связанном с историей его приглашения Дорошевичем к сотрудничеству с «Русским словом»; выдвинуто предположение, согласно которому Чуковский выстраивал собственную литературную биографию по сюжету создания ускоренной репутации. В свою очередь, доклад Е.М. Захаровой «Сербский культурный код в газете “Речь”: информационное пространство в 1916 г.» выявил на уровне информационной повестки издания факты углубления культурных связей между Сербией и Россией, которые позволили Белграду в 1928 г. стать местом проведения Первого (и единственного) съезда русских писателей и журналистов за границей, в котором участвовали А.И. Куприн, Вас.И. Немирович-Данченко, Б.К. Зайцев, З.Н. Гиппиус, Д.С. Мережковский и др. Наконец, О.И. Шапкина представила аналитический обзор по теме «Литературная репутация и творчество С. Пшибышевского в России начала ХХ века (по материалам модернистских журналов)». Наряду с рецензиями на книги писателя и театральные постановки, заметками и статьями о его творчестве особого внимания заслужил спор о публикациях произведений Пшибышевского между «Скорпионом» и издательством В.М. Саблина, развернувшийся на страницах журнала «Весы».

Программа конференции

19 апреля 2022 г. в Московском университете имени А.С. Грибоедова на Международной научной конференции «Литература Серебряного века и Русского Зарубежья в контексте русской и мировой культуры» А.А. Холиков представил доклад «"Невоенный дневник" Д.С. Мережковского: стратегия писателя и реакция современников». Впервые систематизированы газетно-журнальные отклики современников Мережковского на статьи, составившие книгу, и сформулирована новая гипотеза, объясняющая выбор ее заглавия.

 

Невоенный_дневник.jpg

Программа конференции

Уважаемые коллеги! Публикуем программу Международной научной конференции «Русская литература и журналистика в предреволюционную эпоху: региональный аспект». 

Время: 20 – 21 октября 2022 г.

Место проведения: 

Институт мировой литературы имени А.М. Горького РАН; Online (платформа Zoom).

Дополнительно:

запрос на ссылку для слушателей (не докладчиков) следует отправить до 15 октября 2022 г. по адресу: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Концепция конференции

Развитие русской провинциальной печати и феномен ее взаимодействия с печатью столичной всегда вызывал напряженный интерес исследователей. Но фигура русского писателя в этом взаимодействии все еще остается на периферии внимания ученых. Между тем в истории русской литературы и журналистики начала ХХ века немало важнейших обстоятельств обусловлено именно ею. Таким образом, на конференции впервые планируется специально обсудить роль писателя в становлении и развитии провинциальной газеты в предреволюционную эпоху, его воздействие на смену направления газеты или на изменение ее «литературного» лица, на деятельность мастеров слова как пропагандистов политических и общественных идей, на их участие в разработке «провинциальной» тематики, в эстетической оценке произведений, опубликованных на окраинах империи и в столицах. Организаторы конференции надеются, что ее участники смогут соединить размышления о типологии провинциальной печати с определением места и роли писателя в ее направлениях в предреволюционную эпоху, проанализировать особенности рецепции столичных литературных событий и материалов, рассмотреть влияние коммерциализации на этот процесс, сделать выводы о том, как художественная литература и писательская личность бытовали в сфере массового внимания в провинции.

ПРОГРАММА

В рамках Международной научной конференции «Ломоносовские чтения» в секции филологических наук (МГУ имени М.В. Ломоносова, 18 апреля 2022 г.) было представлено два доклада по материалам, подготовленным в ходе реализации проекта РНФ № 20-18-00003.

А.В. Филатов выступил с докладом «“Во что развивается у меня акмеизм…”: динамика литературно-публицистической позиции С.М. Городецкого в предреволюционные годы». В выступлении рассмотрена эволюция художественных и общественно-политических взглядов поэта, отраженная в его журнально-газетных и книжных публикациях периода Первой мировой войны. Как показал докладчик, яркой чертой писательского стиля Городецкого было сознательное смешение эстетических и социальных явлений, определившее, в конечном счете, траекторию его литературного развития. Была продемонстрирована публицистическая направленность военных стихов Городецкого, вошедших в его книгу «Четырнадцатый год» (1915), а также критико-литературных статей, посвященных анализу военной лирики. В некоторых случаях поэт ослабляет эстетическую сторону своих лирических произведений, отказываясь от фигуры героя и включая в художественный мир актуальные на тот момент военные события, что позволяет отнести ряд его произведений к «художественной публицистике». В статьях Городецкий заостряет внимание на общественной функции литературы, подчеркивая, что она должна служить текущему историческому моменту. Подобные взгляды органически подготовили принятие поэтом советской власти и его сближение с пролетарскими писателями.

А.А. Холиков в докладе «Отточия, многоточия и "умолчания": между текстологией и поэтикой ("Невоенный дневник" Д.С. Мережковского)» с опорой на архивные материалы из РО ИРЛИ (Пушкинского Дома) очертил допечатную историю ряда статей и восполнил имевшиеся в представлении о них лакуны. На конкретных примерах охарактеризована логика доработки текстов писателем (от рукописи к газетной публикации и далее – к сборнику); уточнены представления по проблеме разграничения цензорских/редакторских и авторских купюр в статьях Мережковского; расширены знания об источниках, которыми он пользовался. Благодаря дополнительным сведениям подкреплен вывод о творческом характере вносимых изменений при подготовке «Невоенного дневника. 1914 – 1916» с учетом менявшегося общественно-политического фона и «колебаний» во взглядах Мережковского.

Программа конференции

15 – 16 сентября 2022 г. Е.И. Орлова приняла участие в Третьей Международной научно-практической конференции «Сурожские Чтения» (организатор – Министерство культуры Республики Крым, государственное бюджетное учреждение Республики Крым «Музей-заповедник "Судакская крепость"», г. Судак) и выступила с докладом «М.А. Волошин о роли поэта в кризисную эпоху».

145 лет со дня рождения Волошина и 90 лет по смерти дают нам возможность еще раз задуматься о его месте в художественной жизни своего времени, убедиться в актуальности его поэтических и публицистических выступлений даже сто лет спустя. В докладе ставится вопрос об эволюции взглядов Волошина, складывавшихся уже в ранние годы в стройную систему воззрений, которая не менялась, лишь получала развитие. Годы Первой мировой войны и русских революций были тем самым временем, когда Волошин приходит к твердому представлению о месте и роли поэта, вообще художника в своем времени и в обществе. В годы Гражданской войны он, неожиданно для некоторых его современников (но не для него самого), создает ряд поэтических портретов, составивших цикл «Личины» в задумывавшейся именно тогда книге «Неопалимая Купина». Поэт, по Волошину, скорбный свидетель, но не участник событий, он – «соучастник судьбы, раскрывающей замысел драмы». В этом его посредническая роль между Творцом и людьми, в этом также трагизм судьбы поэта.

 

Voloshin

Программа конференции

18 марта 2022 г. в рамках 50-й Международной научной филологической конференции имени Л.А. Вербицкой (15–23 марта, г. Санкт-Петербург, Санкт-Петербургский государственный университет) О.И. Шапкина выступила с докладом «О малоизвестной публикации С.А. Полякова в газете “Русское слово”». Данный материал можно отнести к интервью-портрету, которое делится на шесть тематических блоков, посвященных особенностям восприятия творчества Ф. Сологуба в начале ХХ века, его роману «Мелкий бес», вопросам нового искусства и театра, теме эротики в литературе и др. Помимо прочего, анализ текста позволил сделать выводы об особенностях стиля С.А. Полякова-журналиста, прокомментировать случаи иронии («Федор Сологуб с его влюбленностью в вечность, презиравшую базар дня, пришелся не ко двору, был дикой уткой среди добродетельных домашних кур») и некоторые сравнения («Но талант Федора Сологуба принадлежит к типу медленных, зреющих долго-долго, питающихся тишиной и раздумьем, растущих как дуб и, как он, достигающих мощи с течением многих и многих лет»). См. Тезисы выступления.

 

Поляков Сергей Александрович 

Программа конференции

Очередное заседание регулярно действующего семинара по теме проекта прошло с применением дистанционных технологий (на платформе Zoom) 23 сентября 2022 года.

Логотип РНФ ч

Семинар 23.09

4 марта 2022 г. в рамках Международной научной конференции «Фантастическое в литературе и культуре конца XIX – первой трети ХХ века» (3–5 марта, г. Москва, Институт мировой литературы им. А.М. Горького РАН) О.И. Шапкина выступила с докладом «Литературная сказка в детском журнале “Проталинка” (1914–1917)». Анализ содержания журнала с 1914 по 1917 гг. показал, что издательница Е.С. Чоловская и редактор А.П. Печковский старались представить разноплановые тексты для своих юных читателей. За четыре года было опубликовано 21 произведение (1914 – 6, 1915 – 7, 1916 – 4, 1917 – 4), жанр которых в журнале обозначен как «сказка», «сказочка», «сказка в стихах». Авторами литературных сказок являлись Н. Асеев, Е. Баранов, Л. Зилов, Н. Ландская, Л. Матвеевская, С. Раевский и др. Переводами сказок для журнала чаще всего занимался М. Гельсиниус. К некоторым текстам художник М.Н. Яковлев специально подготовил рисунки (были воспроизведены в черно-белом виде). Сказки в журнале «Проталинка» можно разделить на обработки народной сказки и литературные сказки. Примечательно, что сказки народов России представлены в меньшей степени – 2 (мордовская и кавказская), а зарубежные – в большей (7 сказок, 3 из них японские).

Опубликованные тезисы выступления: Шапкина О.И. Литературная сказка в детском журнале «Проталинка» (1914–1917) [Электронный ресурс] // Новые российские гуманитарные исследования. 2022. Т. 17. Режим доступа: http://www.nrgumis.ru/articles/2178/ (дата обращения: 03.10.2022).

 Protalinka.jpeg

Программа конференции