Конференции и семинары
6 февраля 2024 г. в рамках Международной научно-практической конференции «Журналистика в 2023 году: творчество, профессия, индустрия» (5-6 февраля 2024 г., Москва, МГУ имени М.В. Ломоносова) Е.И. Орлова, один из основных исполнителей проекта РНФ № 20-18-00003-П, выступила с докладом «Русская печать в литературно-эстетическом движении начала ХХ века» в секции «Литературный процесс и журналистика в России XVIII – начала ХХ в.: новые материалы и интерпретации», соруководителем которой она же являлась. В докладе подчеркивалось, что главное свойство литературно-эстетического движения начала ХХ в., затронувшее и печать, – это не встречавшаяся до тех пор связь филологии и текущего литературного процесса. Участие писателей и литературоведов в периодической печати во многом обеспечило беспрецедентно высокий уровень качественных изданий. Необычайно возрастает место газеты в литературном процессе. Особую роль играет выступление писателя в прессе. В формировании его литературной репутации печати принадлежит важнейшая роль. Вместе с тем Е.И. Орлова приняла участие в программном комитете всей конференции и в работе редколлегии над сборником материалов (Журналистика в 2023 году: творчество, профессия, индустрия: сб. мат. междунар. науч.-практ. конф. – М.: Фак. журн. МГУ, 2024. – 770 с.), в котором представлены результаты исследований конкретных аспектов функционирования журналистики и медиа в условиях изменений современного общества и цифровизации. Значительное внимание уделяется изучению профессионального журналистского творчества. Отдельный блок посвящен проблемам истории русской и зарубежной журналистики и литературы.
10–11 ноября 2023 г. доклады с результатами работ по проекту РНФ № 20-18-00003-П были представлены в рамках Международной научной конференции «Вторые Богомоловские чтения» на факультете журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова.
Так, Е.И. Орлова сосредоточилась на двух неизвестных публикациях Б.М. Эйхенбаума в газете «Русская молва» за 1913 г. До сих пор они не входили в библиографии ученого, оставались вне поля зрения современных исследователей и представляют собой различные жанровые разновидности литературной критики 1910-х гг. К обзору тяготеет статья «О новой бельгийской литературе», подписанная «Б. Эйхенбаум». В свою очередь, развернутая рецензия «Архив М.М. Стасюлевича» – за подписью, обычной для Эйхенбаума-критика, «Б.Э.» – посвящена выпуску пятого тома переписки редактора «Вестника Европы» с литераторами и имеет целью как можно полнее представить широкому читателю содержание книги. В центре внимания критика оказываются письма М.Е. Салтыкова-Щедрина к Стасюлевичу.
Выступление Р.А. Поддубцева «Символисты в 1905 году: взгляд газеты “Новое время”» показало, что позиция суворинского издания может быть уточнена. Об отношении газеты к модернистам нельзя судить только по статьям В. Буренина. Его позиция хорошо известна и не нуждается в детальном анализе. О текущей литературе писали также В. Розанов и А. Столыпин. Интереснее всего то, что на страницах «Нового времени» встречались полярные оценки символистской прозы. Например, Столыпин не согласился с Бурениным, отказавшим в таланте Андрееву. Говоря о «Красном смехе», он сочувственно замечал: «…кем должен быть тот грустный до отчаяния человек, который мог это написать?» Розанов разошелся с Бурениным в оценке романа «Петр и Алексей». Если первый увидел «нечто» сквозь многословие и «туманы» Мережковского, то второй резюмировал: «…и г. Розанов, и сам г. Мережковский в сущности только бесплодно фантазируют…». При этом Буренин признал: «Талант у почтенного поэта и романиста, без сомнения, выдающийся…». Судя по всему, Мережковский – единственный представитель символизма, о котором скандальный критик был готов говорить всерьез.
В докладе О.И. Шапкиной «“Пушкинские” номера газеты “Русское слово” за 1912 год» дана общая характеристика двух январских номеров периодического издания, посвященных 75-летию со дня смерти А.С. Пушкина. Материалы от 27 января имеют общий заголовок – «Дуэль Пушкина», а от 29 января – «Памяти Пушкина». С публикациями в газете выступили не только ведущие сотрудники «Русского слова» (А. Измайлов, Вас. Немирович-Данченко, Тэффи, С. Яблоновский и др.), но и один из крупнейших пушкинистов начала ХХ века – П.Е. Щеголев, который предоставил на суд читателей многочисленные архивные находки. Анализ газетных текстов позволил воссоздать более полную картину того, как писатели и журналисты предреволюционной эпохи относились к творческому наследию Пушкина, насколько важным считали создание научной биографии поэта.
1 марта 2024 г. состоялось первое в этом году и семнадцатое с начала реализации проекта заседание регулярно действующего семинара. Руководитель проекта ознакомил участников творческого коллектива с результатами экспертиз по промежуточному отчету за 2023 г., а также представил общий план дальнейших работ.
3 ноября 2023 г. состоялось четвертое в этом году и шестнадцатое с начала реализации проекта заседание регулярно действующего семинара.
1 ноября 2023 года О.И. Шапкина выступила с докладом «Рецепция творчества И.А. Бунина в критическом сознании русской провинции (1901)» на Международной научной конференции «Раннее творчество И.А. Бунина (1883–1902 гг.): текстология и комментарий. К 90-летию вручения Нобелевской премии, к 70-летию со дня кончины писателя» в Институте мировой литературы имени А.М. Горького РАН (г. Москва). В 1901 году у И.А. Бунина вышел целый ряд книг: «Велга», «Листопад», «Полевые цветы». Кроме того, в это время он сотрудничал с различными газетами, журналами и альманахами, предоставляя для печати свои стихотворения и рассказы. Большой интерес для исследователей представляют отклики провинциальных критиков на произведения молодого автора, перепечатка его произведений, новостные заметки о писателе и другие материалы. Для анализа были выбраны провинциальные газеты за 1901 год из разных уголков России: «Амурская газета», «Киевлянин», «Нижегородский листок», «Одесские новости», «Пермский край», «Саратовский дневник», «Северный край».
19–20 января 2024 г. доклады с результатами работ по проекту РНФ № 20-18-00003-П были представлены в рамках Международной филологической конференции «Поэтика текста» в Тверском государственном университете. Так, выступление А.В. Филатова «Очерки С.М. Городецкого “В стране ручьев и вулканов” как циклическое единство» было посвящено анализу названного цикла очерков, занимающего переходное положение между группой публицистических текстов поэта и его незавершенным автобиографическим романом «Сады Семирамиды». Установлен состав цикла, включающий 11 очерков, напечатанных в газете «Кавказское слово», и до сих пор не опубликованный в полном и правильном виде. Показано, что отсутствие общего заглавия у трех первых очерков и их последующее ретроспективное включение в сквозную нумерацию частей цикла, сделанное в сноске к заглавию четвертой части, свидетельствует о пограничном статусе исследуемых материалов и стремлении Городецкого уже в процессе публикации усилить их структурно-семантическое единство, типологически приближающееся к целостности художественного произведения. На сюжетно-композиционном уровне это подтверждается наличием общего вступления, подчеркивающего определенную хронологическую и эстетическую дистанцию между описываемыми событиями и рассказом о них, личностью автобиографического повествователя, доминированием принципа контраста, представленного уже в заглавии цикла, и общностью хронотопических характеристик Ванской области, приобретающей в очерках черты лиминального пространства – одновременного волшебного, связанного с древней историей этого края, и пугающего, отсылающего к современным событиям Первой мировой войны. Проиллюстрирована связь газетных текстов Городецкого с романом «Сады Семирамиды», структура которого также имеет черты прозаического цикла, и сделан вывод, что циклизация публицистических текстов может представлять собой промежуточный этап в эстетизации биографического материала и создания на его основе художественного произведения. В свою очередь, Е.М. Захарова в докладе «Литературный отдел "Южного края": поэтика фельетонистики» проследила жанровую и стилевую трансформацию литературных текстов указанной газеты после 1914 г. на материале произведений М. Арцыбашева, В. Суворовской, А. Грузинского, Хорольского и других авторов, а также переводов. Особое внимание при этом уделено художественным фельетонам без подписей, таким как «Невеста из Карателя», «Орлица», «Какой артист». Другая группа привлеченных к анализу текстов – нехудожественные статьи и заметки различной тематики: проблемы городского хозяйства Харькова, осмысление частных вопросов внутренней политики, прогнозы относительно действий властей в международном сотрудничестве. Рассмотрена специфика сочетания художественных и публицистических черт привлеченных к анализу фельетонов.
20 октября 2023 г. при поддержке РНФ (проект № 20-18-00003-П) состоялся круглый стол, посвященный обсуждению новых теоретико-методологических, источниковедческих и текстологических задач в рамках заявленной проблематики. В мероприятии приняли участие эксперты из учебных и научных центров России: МГУ имени М.В. Ломоносова, ИМЛИ РАН, ИРЛИ РАН, Санкт-Петербургский государственный университет, Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого, Томский государственный университет.
7–8 декабря 2023 г. доклады с результатами работ по проекту РНФ № 20-18-00003-П были представлены в рамках Международной научной конференции «“Круг Мережковских”: литература между философией и религией» в ИМЛИ РАН. Так, концептуальный анализ литературной критики К. Чуковского и Д. Мережковского позволил С.В. Федотовой («“Уже не плоть, еще не дух”: неявная полемика о душе между Д. Мережковским и К. Чуковским») выявить истоки, своеобразие и контекст эстетико-психологической категории «душа» в творчестве двух авторов. В свою очередь, А.А. Холиков впервые предпринял специальное изучение заметки Д. Мережковского «Кто убил?» (1913), включенной в авторский сборник «Было и будет: Дневник. 1910–1914» (1915), с точки зрения текстологии и реального комментария. С опорой на архивные материалы реконструирован купированный фрагмент текста и уточнена его датировка, а обращение к газетам периода судебного процесса по нашумевшему «делу Бейлиса» позволило наиболее полно восстановить религиозно-философский, общественно-политический и юридический контексты этой заметки.
9–10 октября 2023 г. доклады с результатами работ по проекту РНФ № 20-18-00003-П были представлены в рамках Международного научного форума «В.Я. Брюсов и русский модернизм на фоне мировой культуры: к 150-летию со дня рождения писателя» (Москва; ИМЛИ РАН, ГЛМ).
28 ноября 2023 года Е.А. Андрущенко выступила с докладом «"Пропадают для русской литературы...": А.Н. Толстой и Н.В. Чайковский в газетных публикациях и эпистолярии» на Международной научной конференции «Алексей Толстой: личность в контексте эпохи». В основе доклада лежит тезис о том, что русские писатели использовали периодическую печать, прежде всего газеты, не только для публикации своих статей, очерков, рассказов, но и для ведения общественной, политической борьбы, а иногда и сведения личных счетов. Особенно остро это проявилось перед революцией 1917 года и сразу после нее, когда противоречия между писателями в России и в эмиграции были обнажены. В докладе освещается роль газет «Последние новости», «Накануне», «Руль», «Сегодня» и журнала «Жизнь искусства» в борьбе за А.Н. Толстого, после революции уехавшего в эмиграцию, но вскоре вернувшегося в Советскую Россию. Известный сюжет с публикацией «Открытого письма гр. А. Толстого Н.В. Чайковскому», опубликованного в газете «Накануне» (Берлин), рассматривается в новой оптике – с привлечением публикаций названных газет и писем З.Н. Гиппиус к Н.В. Чайковскому. Это позволяет видеть истоки отношения Мережковских к А.Н. Толстому в их взаимоотношениях 1910-х годов, когда они воспринимали Толстого как молодого и подающего надежды писателя с сомнительной репутацией, сложившейся в результате его участия в делегации, направленной в Англию во время войны 1914 года совместно с сотрудником «Нового времени Е. Егоровым. Непримиримость Мережковских, принимавших активное участие в Февральской революции и не принявших Октябрьскую, отбрасывала свой свет на их отношения с представителями русской эмиграции — от Бориса Савинкова, близкого им человека, с которым они категорически разошлись, и Николая Чайковского, которого почитали и побаивались, до Алексея Толстого, к которому были, в сущности, равнодушны, но раздражались его публичной позицией, подрывавшей единство рядов эмиграции. Газетные публикации тех лет, обнаруженным в ходе реализации проекта РНФ № 20-18-00003-П, и эпистолярий помогают уточнить некоторые обстоятельства, до сих пор остающиеся малоизвестными.
29 сентября 2023 г. состоялось третье в этом году и пятнадцатое с начала реализации проекта заседание регулярно действующего семинара.
23 ноября 2023 г. Е.М. Захарова выступила с докладом «“Смирится в трепете и страхе”: философия Вл. Соловьева в “Новом времени”» на международной конференции VIII «Соколовские научные чтения. Русская литература в периодических изданиях». По материалам, обнаруженным в ходе реализации проекта РНФ № 20-18-00003-П, исследована рецепция литературно-философских работ Вл. Соловьева, главным образом, в газетах «Новое время» и «Московские ведомости». В докладе было продемонстрировано, как и почему мотив страха стал одним из основополагающих в философской системе Вл. Соловьева.
20 октября 2023 года при поддержке РНФ (проект № 20-18-00003-П) состоится круглый стол "Новые теоретико-методологические, источниковедческие и текстологические задачи изучения форм взаимодействия русской литературы и журналистики в предреволюционную эпоху". В работе круглого стола примут участие эксперты из учебных и научных центров России. Приглашаются все заинтересованные!
Уважаемые коллеги! 24 – 25 октября 2024 года при поддержке Российского научного фонда (проект № 20-18-00003-П) пройдет Международная научная конференция «Русская литература и журналистика в предреволюционную эпоху как поле междисциплинарного взаимодействия».
Организатор:
Институт мировой литературы имени А.М. Горького РАН
Концепция конференции
Взаимодействие литературы и журналистики – широкое поле междисциплинарных исследований. Однако изучение русской периодической печати в предреволюционную эпоху, как правило, остается прерогативой историков и социологов, достигших ощутимых результатов. Между тем ученые других отраслей гуманитарной науки все чаще обращаются к отечественной печати той поры за ответами на вопросы о настроениях читающей публики, о состоянии литературной и театральной критики, о формах популяризации научного знания, о межкультурных контактах и взаимодействиях, о достижениях медицины, географических и геологических открытиях, развитии промышленности – в их проекции на массового читателя, о международных выставках и даже тенденциях в моде или особенностях карикатуры. Специфика каждого институционального феномена предполагает методологическое многообразие подходов, которые в случае смещения границ между ними могут быть востребованы в конкретных историко-литературных и историко-журналистских штудиях. Организаторы конференции надеются, что концептуальное пространство междисциплинарного диалога окажется продуктивно-эвристическим для всестороннего рассмотрения форм взаимодействия литературы и журналистики в предреволюционную эпоху. Вместе с тем в теоретической области отчетливо намечаются точки не только пересечения, но и расхождения филологии и журналистики. Возникающее здесь методологическое и терминологическое «напряжение» давно требует обсуждения и анализа с привлечением инструментальных возможностей смежных дисциплин: философии, политологии, социологии, психологии, антропологии, культурологии, религиоведения, искусствоведения и др.
Подробнее см. Информационное письмо
21 сентября 2023 г. А.В. Филатов выступил в ИМЛИ РАН на круглом столе «Рецепция Первой мировой войны в творчестве русских писателей 1914–1918 гг. – трансформация представлений», организованном в рамках Международной научной конференция «Маяковский 2023», посвященной 130-летию со дня рождения поэта, с докладом «Эволюция отношения С.М. Городецкого к Первой мировой войне (на материале публицистических и художественных текстов)». В докладе была подробно прослежена трансформация восприятия военных событий Городецким как поэтом и критиком в период с 1914 г. по 1920 г. По словам докладчика, начало войны было встречено им, как и многими представителями интеллигенции, с большим воодушевлением, о чем свидетельствует литературно-критические выступления Городецкого в печати с призывами к современным лирикам обратиться к освоению военной темы в поэзии, чтобы отразить текущие общественные настроения. В первые годы войны Городецкий уделял особое внимание творчеству поэтов, отправившихся на фронт (Н. Гумилев, С. Клычков), подчеркивая, что созданные ими стихи являются отражением реальных впечатлений, за счет чего они оказываются гораздо выше в художественном отношении, чем стихи, написанные «в тылу». В поэтическом творчестве самого Городецкого патриотические настроения наиболее ярко отразились в книге стихов «Четырнадцатый год» (1915), верноподданнический характер которой был отрицательно воспринят многими современниками. Поездка Городецкого на Кавказский фронт в 1916 г. раскрыла перед ним страшный облик военных событий, что нашло отражение в книге «Ангел Армении» (1918) и газетных очерках о Ванской области (1916–1917), в которых война воспринимается уже не как консолидирующее общество народное дело, а как как человеческая катастрофа, несущей жестокость и разрушение. Личные впечатления, а также общественно-политическое переустройство страны после революции привели к окончательной переоценке отношения Городецкого к Первой мировой войне.
14 ноября 2023 г. А.В. Филатов выступил на VI Международной конференции молодых ученых «Пространство и время в русской литературе и философии»: К 130-летию А.Ф. Лосева и 170-летию Вл.С. Соловьева» с докладом «Трансформация пространства и времени в лирике и публицистике Н.С. Гумилева военных лет (1914–1918)». В докладе было выполнено сопоставление пространственно-временной организации стихотворений Гумилева, входящих в так называемый «военный цикл» (Ю.В. Зобнин), и его художественной публицистики военных лет – серии очерков «Записки кавалериста». Как показал автор, комплексное рассмотрение данных текстов позволяет определить общие принципы художественной философии поэта в аспекте его отношения к войне как конкретному историческому событию и как универсальному явлению в истории человечества и жизни отдельной личности. Помимо прямых высказываний и оценок художественно-философское осмысление войны у Гумилева реализуется на уровне организации эстетической реальности. И лирические, и очерковые тексты обнаруживают структурную общность в аспекте построения художественного пространства и времени, которые оказываются поляризованы событием войны, являющимся «границей» между различным осмыслением этих категорий, воплощенных в традиционных, восходящих к мифологическим представлениям, оппозициях «свой – чужой», «жизнь – смерть», «рай – ад», а также их контекстуальных коррелятах. Сделан вывод, что в своей военной лирике и публицистике Гумилев осмысляет войну как результат нарушения гармонии, стирающий привычные границы между безопасным и враждебным пространствами. В лиминальном, фронтовом хронотопе время ценностно уплотняется, что заставляет лирического героя стихотворений и автобиографического героя очерков иначе воспринимать собственную жизнь, активизирует его духовные силы. С этим связан амбивалентный характер фронтового пространства в поэзии и публицистике Гумилева, типологически сближающегося с неосвоенным пространством дальних стран, к которому устремлены герои-путешественники довоенного творчества поэта.
15 сентября 2023 г. состоялось второе в этом году и четырнадцатое с начала реализации проекта заседание регулярно действующего семинара.
28 июня - 1 июля 2023 года Е.И. Орлова приняла участие в форуме «Медиа в современном мире. 62-е Петербургские чтения», где была представлена в качестве члена программного комитета, соруководителя круглого стола специалистов «История журналистики в контексте эволюции медиасреды», а также выступила с научным докладом «М.А. Волошин и Л.Я. Гуревич».
Знакомство М.А. Волошина и Л.Я. Гуревич в начале 1913 года связано с волошинским замыслом сотрудничества в газете «Русская молва». Статьи же Волошина, в частности о театре, были Гуревич известны раньше, что видно из ее книги статей «Литература и эстетика». По рекомендации П.Б. Струве Волошин обращается к Гуревич, временно курирующей литературный отдел газеты (помимо постоянно закрепленного за ней театрального). В качестве примера своих газетных выступлений Волошин посылает Гуревич статью, опубликованную в газете «Утро России», – «О смысле катастрофы, постигшей картину Репина». Российская и зарубежная пресса много писала в это время о нападении душевнобольного посетителя Третьяковской галереи на картину Репина «Иван Грозный и сын его Иван» и о порче ее. Гуревич солидаризируется с позицией Волошина относительно сомнительного художественного качества репинской картины. Вскоре «Русская молва» анонсирует ожидавшийся выход брошюры Волошина «О Репине», тем самым проявляя поддержку Волошина. В общей ситуации скандала, порожденного выступлением Волошина на диспуте под эгидой группы «Бубновый валет» в Политехническом музее в присутствии Репина, Волошин оказался в изоляции от газет и журналов. Большинство их либо осудило позицию Волошина в оценке картины, либо сочло его выступление с докладом бестактным и несвоевременным. Гуревич и «Русская молва» относятся к немногим примерам согласия с Волошиным в его протесте против жестокости в искусстве. Вскоре «Русская молва» печатает статью Волошина «Русская трагедия возникнет из Достоевского». Значение этой публикации в том, что этот материал стал центральным в серии статей Волошина о Достоевском 1910 – 1913 гг. и вошел, вместе со статьей «”Братья Карамазовы” в постановке Московского художественного театра», в книгу Волошина «Лики творчества». Кроме того, в начале XXI в. газетная публикация послужила для публикаторов Собрания сочинений Волошина наиболее авторитетным текстологическим источником. Короткая переписка Волошина и Гуревич позволяет судить о том, какова была позиция Волошина как потенциального автора ежедневной газеты, каковы были ожидания редакции от сотрудников, пишущих об искусстве, и дает возможность сделать выводы о некоторых общих закономерностях работы редакции газеты начала ХХ века как участника литературного процесса и характеризовать собственную литературную и эстетическую позицию «Русской молвы». Можно говорить об ее широте, общем энциклопедическом направлении газеты, адресованной широкому просвещенному читателю, и об интересе ее к искусству модернизма, вообще к современному искусству. Сотрудничество Волошина с «Русской молвой» было недолгим, а сама газета в августе 1913 года прекратила существование. Сравнительное изучение эстетических воззрений Волошина и Гуревич должно быть продолжено.
Страница 1 из 5