А.В. Филатов выступил на Международной научной конференции «Ломоносовские чтения – 2024» (Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова) с докладом «Изображение войны в “Записках кавалериста” Н.С. Гумилева: жанровый аспект». Выступление было посвящено проблеме жанровой идентификации военной прозы поэта. Как показал докладчик, решение данного вопроса тесно связано с изучением не только формально-содержательных характеристик «Записок…», но и историко-биографического контекста их создания. В связи с этим были рассмотрены история публикаций этого произведения в ежедневной газете «Биржевые ведомости», периодичность появления отдельных частей в печати и их расположение в выпуске газеты и конкретных рубриках. Установлено, что выбранный Гумилевым способ публикации, а также ряд его текстуальных решений (использование перволичной формы повествования, создание автобиографического героя, употребление акронимов вместо полных фамилий и географических названий и т.д.) актуализируют документальный характер «Записок…», благодаря чему современник автора должен был идентифицировать их как публицистический текст, представляющий собой серию фронтовых зарисовок и обладающий чертами новостной и очерковой журналистики. Напротив, современный нам читатель, который знакомится с военной прозой Гумилева в переиздании, а не по отдельным газетным номерам, скорее всего, будет воспринимать их как документально-художественное целое. Такой взгляд становится возможен в том числе благодаря многочисленным интертекстуальным отсылкам, которыми насыщены «Записки кавалериста» как на лексическом уровне (упоминание произведений Л.Н. Толстого и Ф.И. Тютчева, реминисценции на собственные лирические произведения), так и на сюжетно-композиционном (отдельные эпизоды, а также стратегия поведения автобиографического героя Гумилева отсылают к образу Николая Ростова из романа «Война и мир»). Помимо отмеченных отсылок «Записки кавалериста» обладают рядом структурных признаков, характерных для стихотворного текста (фрагментарность сюжета, тяготение к малой форме, подчеркнутый лиризм), что, по мнению докладчика, позволяет отнести их к такому специфическому словесно-художественному явлению, как «проза поэта».

Программа конференции