19–20 января 2024 г. доклады с результатами работ по проекту РНФ № 20-18-00003-П были представлены в рамках Международной филологической конференции «Поэтика текста» в Тверском государственном университете. Так, выступление А.В. Филатова «Очерки С.М. Городецкого “В стране ручьев и вулканов” как циклическое единство» было посвящено анализу названного цикла очерков, занимающего переходное положение между группой публицистических текстов поэта и его незавершенным автобиографическим романом «Сады Семирамиды». Установлен состав цикла, включающий 11 очерков, напечатанных в газете «Кавказское слово», и до сих пор не опубликованный в полном и правильном виде. Показано, что отсутствие общего заглавия у трех первых очерков и их последующее ретроспективное включение в сквозную нумерацию частей цикла, сделанное в сноске к заглавию четвертой части, свидетельствует о пограничном статусе исследуемых материалов и стремлении Городецкого уже в процессе публикации усилить их структурно-семантическое единство, типологически приближающееся к целостности художественного произведения. На сюжетно-композиционном уровне это подтверждается наличием общего вступления, подчеркивающего определенную хронологическую и эстетическую дистанцию между описываемыми событиями и рассказом о них, личностью автобиографического повествователя, доминированием принципа контраста, представленного уже в заглавии цикла, и общностью хронотопических характеристик Ванской области, приобретающей в очерках черты лиминального пространства – одновременного волшебного, связанного с древней историей этого края, и пугающего, отсылающего к современным событиям Первой мировой войны. Проиллюстрирована связь газетных текстов Городецкого с романом «Сады Семирамиды», структура которого также имеет черты прозаического цикла, и сделан вывод, что циклизация публицистических текстов может представлять собой промежуточный этап в эстетизации биографического материала и создания на его основе художественного произведения. В свою очередь, Е.М. Захарова в докладе «Литературный отдел "Южного края": поэтика фельетонистики» проследила жанровую и стилевую трансформацию литературных текстов указанной газеты после 1914 г. на материале произведений М. Арцыбашева, В. Суворовской, А. Грузинского, Хорольского и других авторов, а также переводов. Особое внимание при этом уделено художественным фельетонам без подписей, таким как «Невеста из Карателя», «Орлица», «Какой артист». Другая группа привлеченных к анализу текстов – нехудожественные статьи и заметки различной тематики: проблемы городского хозяйства Харькова, осмысление частных вопросов внутренней политики, прогнозы относительно действий властей в международном сотрудничестве. Рассмотрена специфика сочетания художественных и публицистических черт привлеченных к анализу фельетонов.

Программа конференции