Очередное заседание регулярно действующего семинара по теме проекта прошло с применением дистанционных технологий (на платформе Zoom) 10 июня 2022 года.

Логотип РНФ ч

Seminar_10.06.22.jpg

 I. Основные вопросы

  • О подготовке международной научной конференции «Русская литература и журналистика в предреволюционную эпоху: региональный аспект»: утверждение результатов экспертного отбора заявок и состава участников по секциям.
  • Научные доклады.

II. Докладчики

            А.А. Холиков, Е.А. Андрущенко, А.В. Филатов, С.В. Федотова, М.А. Фролов

III. Результаты обсуждения

Доклад Е.А. Андрущенко «Что читать в Финляндском крае: о рубрике “Новые книги” в “Финляндской газете”» опирался на новонайденные в ходе реализации проекта материалы. Рубрика, в которой анонсируется выход в свет новых книг или содержатся рецензии на книги опубликованные, была в большинстве дореволюционных газет. Особенно обширной она являлась тогда, когда газета существовала при издательстве или входила в концерн, где печатались и книги, и периодические издания. В этом случае рубрика выполняла дополнительную функцию, рекламируя книжные новинки своего концерна/издательства. В «Финляндской газете» рубрика «Новые книги» существовала с 1900 по 1910 г. До конца выхода газеты – до марта 1917 г. – она больше не формировалась. Материалы в ней давались без подписи. Можно предположить, что какая-то связь существовала между этой рубрикой и книжным магазином Резвого в Гельсингфорсе, который рекламировался в каждом номере «Финляндской газеты». Косвенным подтверждением этого предположения является то, что в декабре 1909 г. в газете появилась реклама Русского книжного и писчебумажного магазина, исчезли объявления о магазине Резвого – и перестала публиковаться рубрика. Анализ материалов, представленных в рубрике «Новые книги» в первое десятилетие ХХ в., дает обширный материал для новых выводов. Подробнее – смотреть видеозапись выступления.

В докладе С.В. Федотовой «Литературная критика Чуковского: между элитарностью и массовостью» рассматривалось своеобразие критики К.И. Чуковского на фоне сложного взаимодействия элитарной и массовой литературы в дореволюционный период. Общепринято, что Чуковский является одним из ведущих представителей «фельетонной критики», которая к началу XX в. начала вытеснять литературную критику «толстых» журналов. Тем не менее анализ творческих стратегий Чуковского выявляет не только общее между его литературно-критическими фельетонами и фельетонами его коллег по газетной поденщине, но и различное. Общими являются жанровые установки фельетонистов, которые отвечают запросам массового читателя (краткость, незамысловатость, легкость, увлекательность, провокативность, скандальность, сатиричность, включение литературной игры, мистификаций, стилизаторских и пародийных приемов) и в то же время затрагивают актуальные вопросы современной литературы, привлекают внимание к новым произведениям и именам, влияя на литературную репутацию писателей. Различия заключаются в том, что Чуковский по своим эстетическим взглядам и критическим подходам намного ближе к модернистам, чем остальные критики-фельетонисты. В частности, он пересекался с символистами в понимании художественной формы как выразительной категории: анализ формальных особенностей стиля у него всегда нацелен на выявление сокровенной «души художника». Чуковский – единственный представитель «фельетонной критики», который параллельно сотрудничал в элитарных «Весах» и в массовых изданиях, имеющих более широкие возможности для достижения успеха и получения гонораров. Своеобразие Чуковского-критика состоит в том, что он совмещал в своих литературно-критических работах жанровые признаки фельетона с позицией эстетического индивидуализма и «самоцельного» искусства, а также с элементами формального анализа художественного произведения. Иными словами, «переводил» достижения элитарной культуры на язык массовой. Смотреть видеозапись выступления.

М.А. Фролов в докладе «Хроника, заметки и отчеты “Нового времени” начала 1900-х гг. как источник о деятельности научных, литературных и общественных организаций» аргументированно показал, что отчеты о деятельности общественных, научных и литературных организаций, появлявшиеся на страницах газеты «Новое время» с последовательным постоянством, следует особо выделить в череде хроникальных материалов и обзоров, печатавшихся в соответствующих рубриках издания. К этому обязывают их информационная плотность, научная основательность текста, а также профессиональная осведомленность авторов данных материалов. Этот жанр выделяется своим отнюдь не «газетным» уровнем. Газета оказывала организациям неоценимую информационную услугу, более того – в каком-то смысле способствовала формированию будущей летописи «трудов и дней» той или иной организации, а для определенной, наиболее заинтересованной в такого рода материалах, части читательской аудитории выступала с просветительской функцией – распространения гуманитарного научного знания. Дополнением к отчетам являются также анонсы или заметки об организации того или иного заседания или собрания. Эти информационные сообщения появлялись, главным образом, в рубриках «Хроника» и «Справочный указатель», а также «Внутренние известия», где также освещалась время от времени деятельность провинциальных организаций. Фиксировали упомянутые материалы еще и такую немаловажную сторону работы общественных институций, как выступления историков, литературоведов, философов с публичными лекциями в том или ином учреждении. Жанр отчета занял свое собственное, абсолютно отдельное место, не сливающееся (даже в фокусе читательского внимания начала XX в.) с массой других материалов, появлявшихся на страницах «Нового времени». Смотреть видеозапись выступления.

IV. Разное

  • О подготовке круглого стола по результатам трехлетней работы проекта РНФ № 20-18-00003 – А.А. Холиков.
  • О подготовке спецвыпуска журнала, посвященного региональному аспекту взаимодействия русской литературы и журналистики в предреволюционную эпоху – А.А. Холиков.