В рамках Международной научной конференции «Ломоносовские чтения» в секции филологических наук (МГУ имени М.В. Ломоносова, 18 апреля 2022 г.) было представлено два доклада по материалам, подготовленным в ходе реализации проекта РНФ № 20-18-00003.

А.В. Филатов выступил с докладом «“Во что развивается у меня акмеизм…”: динамика литературно-публицистической позиции С.М. Городецкого в предреволюционные годы». В выступлении рассмотрена эволюция художественных и общественно-политических взглядов поэта, отраженная в его журнально-газетных и книжных публикациях периода Первой мировой войны. Как показал докладчик, яркой чертой писательского стиля Городецкого было сознательное смешение эстетических и социальных явлений, определившее, в конечном счете, траекторию его литературного развития. Была продемонстрирована публицистическая направленность военных стихов Городецкого, вошедших в его книгу «Четырнадцатый год» (1915), а также критико-литературных статей, посвященных анализу военной лирики. В некоторых случаях поэт ослабляет эстетическую сторону своих лирических произведений, отказываясь от фигуры героя и включая в художественный мир актуальные на тот момент военные события, что позволяет отнести ряд его произведений к «художественной публицистике». В статьях Городецкий заостряет внимание на общественной функции литературы, подчеркивая, что она должна служить текущему историческому моменту. Подобные взгляды органически подготовили принятие поэтом советской власти и его сближение с пролетарскими писателями.

А.А. Холиков в докладе «Отточия, многоточия и "умолчания": между текстологией и поэтикой ("Невоенный дневник" Д.С. Мережковского)» с опорой на архивные материалы из РО ИРЛИ (Пушкинского Дома) очертил допечатную историю ряда статей и восполнил имевшиеся в представлении о них лакуны. На конкретных примерах охарактеризована логика доработки текстов писателем (от рукописи к газетной публикации и далее – к сборнику); уточнены представления по проблеме разграничения цензорских/редакторских и авторских купюр в статьях Мережковского; расширены знания об источниках, которыми он пользовался. Благодаря дополнительным сведениям подкреплен вывод о творческом характере вносимых изменений при подготовке «Невоенного дневника. 1914 – 1916» с учетом менявшегося общественно-политического фона и «колебаний» во взглядах Мережковского.

Программа конференции