15 сентября 2023 г. состоялось второе в этом году и четырнадцатое с начала реализации проекта заседание регулярно действующего семинара.

Логотип_РНФ__ч.jpg

Seminar_16.09.jpg

В высокорейтинговом журнале «Текст. Книга. Книгоиздание» (2023. № 32. С. 26–44), индексируемом в WoS и Scopus, опубликована статья С.В. Федотовой «Литературно-критическое своеобразие "Книги об Александре Блоке" К. Чуковского», в которой отразились результаты работ по проекту РНФ № 20-18-00003-П: рассмотрена «Книга об Александре Блоке» Корнея Чуковского (1922), впоследствии вошедшая в состав книги «Александр Блок как человек и поэт» (1924) в сильно измененном виде; проанализирована семантика первоначального заголовочного комплекса, многоуровневая структура, двойной полемический контекст замысла книги, характерные приемы и идеи; выявлена эстетическая концепция автора, восходящая к учению И. Канта о прекрасном и гении, которая определяет литературно-критическое своеобразие первой книги Чуковского о Блоке. «Недаром Чуковский так дорожил ею всю жизнь, помня об уникальном случае, выпавшем на его долю: о встрече с гениальным поэтом, постигая стиль и душу которого, он, критик, хоть на час мог приблизиться к тайне его дарования, стать выше себя самого, вровень с ним и даже претвориться в него, эмпатийно переживая магию блоковских ритмов».

 

Обложка Текст. Книга. Книгоиздание

В журнале «Русская литература» (2023. № 3), одном из самых авторитетных изданий (WoS, Scopus), посвященных истории отечественной словесности на всем протяжении ее существования, опубликована рецензия (С. 248-251) на книгу: Русская литература и журналистика в предреволюционную эпоху: формы взаимодействия и методология анализа: коллективная монография / отв. ред. и сост. А.А. Холиков, при участии Е.И. Орловой. — М.: ИМЛИ РАН, 2021. Ведущие научные сотрудники ИРЛИ РАН, Т.В. Игошева и Г.В. Петрова, выступившие авторами отзыва на книгу с результатами работ по проекту РНФ № 20-18-00003, пришли к заключению, что "рецензируемая монография, безусловно, должна занять свое место в корпусе современных исследований, претендующих на презентацию новых подходов к изучению культурной жизни начала ХХ века как сложно структурированного феномена, а у вновь обретенного термина "срочная словесность", думается, может быть весьма интересная научная судьба».

 

Obl RL

 

28 июня - 1 июля 2023 года Е.И. Орлова приняла участие в форуме «Медиа в современном мире. 62-е Петербургские чтения», где была представлена в качестве члена программного комитета, соруководителя круглого стола специалистов «История журналистики в контексте эволюции медиасреды», а также выступила с научным докладом «М.А. Волошин и Л.Я. Гуревич». 

Знакомство М.А. Волошина и Л.Я. Гуревич  в начале 1913 года связано с волошинским замыслом  сотрудничества в газете «Русская молва». Статьи же Волошина, в частности о театре, были Гуревич известны раньше, что видно из ее книги статей «Литература и эстетика». По рекомендации П.Б. Струве Волошин обращается к Гуревич, временно курирующей литературный отдел газеты (помимо постоянно закрепленного за ней театрального). В качестве примера своих газетных выступлений Волошин посылает Гуревич статью, опубликованную в газете «Утро России», – «О смысле катастрофы, постигшей картину Репина». Российская и зарубежная пресса много писала в это время о нападении душевнобольного посетителя Третьяковской галереи на картину Репина «Иван Грозный и сын его Иван» и о порче ее. Гуревич солидаризируется с позицией Волошина относительно сомнительного художественного качества репинской картины. Вскоре «Русская молва» анонсирует ожидавшийся выход брошюры Волошина «О Репине», тем самым проявляя поддержку Волошина. В общей ситуации скандала, порожденного выступлением Волошина на диспуте под эгидой группы «Бубновый валет» в Политехническом музее в присутствии Репина, Волошин оказался в изоляции от газет и журналов. Большинство их либо осудило позицию Волошина в оценке картины, либо сочло его выступление с докладом бестактным и несвоевременным. Гуревич и «Русская молва» относятся к немногим примерам согласия с Волошиным в его протесте против жестокости в искусстве. Вскоре «Русская молва» печатает статью Волошина «Русская трагедия возникнет из Достоевского». Значение этой публикации в том, что этот материал стал центральным в серии статей Волошина о Достоевском 1910 – 1913 гг.  и вошел, вместе со статьей «”Братья Карамазовы” в постановке Московского художественного театра», в книгу Волошина «Лики творчества». Кроме того, в начале XXI в. газетная публикация послужила для публикаторов Собрания сочинений Волошина наиболее авторитетным текстологическим источником. Короткая переписка Волошина и Гуревич позволяет судить о том, какова была позиция Волошина как потенциального автора ежедневной газеты, каковы были  ожидания редакции от сотрудников, пишущих об искусстве, и  дает возможность сделать выводы о некоторых общих закономерностях работы редакции газеты начала ХХ века как участника  литературного процесса и  характеризовать собственную литературную и эстетическую позицию «Русской молвы». Можно говорить об ее широте, общем энциклопедическом направлении газеты, адресованной широкому просвещенному читателю, и об интересе ее к искусству модернизма, вообще к современному искусству. Сотрудничество Волошина с «Русской молвой» было недолгим, а сама газета в августе 1913 года прекратила существование. Сравнительное изучение эстетических воззрений Волошина и Гуревич должно быть продолжено.

imgonline-com-ua-Black-White-Y6MFqsJMQ3YdgL9.jpg

В последнем номере журнала «Новый филологический вестник» (2023. № 2 (65)) опубликованы две статьи с результатами работ по проекту РНФ № 20-18-00003-П. 

В исследовании Е.А. Андрущенко «"Прямое искажение слов цитируемого писателя...": о двух фельетонах С. Смирновой" полемика между «Новым временем» и «Речью» в ноябре 1909 г. рассматривается на материале публикаций Д. Мережковского, В. Розанова, С. Смирновой и К. Аггеева. Устанавливаются причины, по которым Смирнова вступила в полемику Мережковского и Розанова, анализируются характерные для «Нового времени» «сигналы» в ее фельетонах, по которым читатель из низового слоя культуры ощущал принадлежность к «своим». Газетная перекличка между Мережковским и Розановым осмыслена как один из эпизодов их многолетнего диалога. Обсуждение ими культуры, религии, пола, Ветхого Завета, святой плоти, восточных мистических учений не было тривиальным, зависело от собственного развития каждого из них, хотя нередко осложнялось личными столкновениями. Несмотря на несогласие с Мережковским, Розанов вел полемику уважительно, приводил убедительные аргументы, излагал их образно, сложно, иронично. Но когда в их диалог, наполненный взаимными отсылками и понятными обоим смыслами, включилась Смирнова, она вынужденно редуцировала и упрощала их для читателей «Нового времени». Смирнова хорошо понимала образ мыслей своего адресата и объясняла ему искания образованной публики просто и доступно. Уклоняясь от полемики по существу, Смирнова переходила на личности, использовала клише, позволявшие ей поддерживать образ врага, чертами которого были образование, симпатии к Западу, пренебрежение к православной церкви, критика властей, определенная национальность. Смирнова потакала темным инстинктам, разжигала ненависть к иноверцам и интеллигентам и вносила свой вклад в радикализацию взглядов читателей.

Предметом внимания Е.И. Орловой в статье «М.А. Волошин в газете "Русская молва"» стало участие  ежедневной газеты в литературном процессе 1910-х гг. Издание публиковало произведения А.А. Блока, А.М. Ремизова, Б.А. Садовского, Саши Черного, Ю.Н. Верховского, статьи и рецензии Б.М. Эйхенбаума, Л.Я. Гуревич, В.М. Жирмунского и др. Некоторые из этих публикаций служат авторитетными текстологическими источниками. Но многие только еще вводятся в научный оборот, а есть такие, которые до сих пор не учтены. Единственная опубликованная в «Русской молве» статья Волошина теперь воспринимается нами как важное событие в его литературно-критическом творчестве и как свидетельство высокого качества самой газеты. Кроме того, обращение к этому сюжету помогает нам понять, каковы были ожидания Волошина в 1913 г. от ежедневной газеты, совпадали ли они с тем, как мыслила участие литератора редакция «Русской молвы». Это может способствовать некоторым общим выводам относительно места газеты вообще в литературном процессе своего времени и характера взаимоотношений писателя и печатного органа, а кроме того, позволяет говорить о газете как о реальном «коллективном» участнике литературного процесса. Напечатанные в российской периодике статьи Волошина о Достоевском относятся к разным жанрам (статья, рецензия, обзор), опубликованы в различных по типу изданиях, однако литературная, театральная и художественная критика оказывалась для Волошина органичным родом деятельности и подготавливала создание его книг критики «Лики творчества».

13 июня 2023 г. состоялось первое в этом году и тринадцатое с начала реализации проекта заседание регулярно действующего семинара. Руководитель проекта ознакомил участников творческого коллектива с результатами экспертиз по итоговому отчету за 2020 – 2022 гг. и заявке на 2023 – 2024 гг., поддержанной Российским научным фондом, а также представил общий план дальнейших работ.

 Логотип_РНФ__ч.jpg

seminar_13.06.jpg

30 и 31 мая 2023 г. на Международной научной конференции «Поэтика художественной детали в мировой литературе: традиции и новации», приуроченной к 300-летию РАН, выступили участники проекта РНФ № 20-18-00003-П. Так, А.В. Филатов представил доклад «Метаморфозы художественной детали в лирике, публицистике и письмах Н.С. Гумилева военного времени». В ходе анализа были рассмотрены трансформации конкретной детали (созвездия в ночном небе), по-разному раскрывающейся в различных текстах Гумилева периода Первой мировой войны: стихотворении «Священные плывут и тают ночи…», IV главе «Записок кавалериста» и письме к Л.М. Рейснер от 15 января 1917 г. Показано, как данная деталь связана с реальным фронтовым впечатлением поэта-воина в ноябре 1914 г., которое стало материалом для творчества. В поэтическом произведении оно сворачивается до единичной детали, описанной через астрологическую метафору («записи судеб»). В автобиографических «Записках кавалериста», напротив, разворачивается до системы подробностей (обнаруживающей параллели с другим эго-документальным текстом поэта – «Африканским дневником»), однако сохраняет провиденциальную семантику благодаря сравнению со «свитком Каббалы». Затем анализируемая деталь вновь редуцируется в личной переписке, кардинально меняя свою функцию для решения определенных прагматических задач (произвести впечатление на адресата). В заключение доклада показано, как деталь созвездия на ночном небе становится у Гумилева основой хронотопа отдельного произведения (поэмы «Звездный ужас»), в котором синтезируются элементы всех предыдущих текстов вместе с их функциями (мотивами предсказания судьбы, ужаса, взгляда небесного существа на землю и т.д.). В свою очередь, в выступлении Е.М. Захаровой на тему «Художественная детализация в публицистическом фельетоне ("Южный край": 1900–1905 гг.)» с опорой на материалы, обнаруженные в ходе реализации проекта (2131 номер «Южного края», где ежегодно публиковалось свыше 400 авторизованных и неавторизованных, переводных и написанных на русском языке фельетонов), выделены тексты В. Иванова (Шпильки), Н. Тамарина, Н. Сумцова, Н. Лухмановой, П. Карпова. Тематически их можно объединить в несколько основных групп: рассказы и другие художественные произведения, анализ недавних политических и военных событий, биографические и путевые заметки, литературно-критические очерки и рецензии, историографические наблюдения. Для характеристики структурно-семантических особенностей фельетона подробно рассмотрены тексты таких постоянных авторов «Южного края», как Хорольский и Грузинский. В контексте изучения форм взаимодействия литературы и журналистики переходной эпохи особое внимание уделено поэтике художественной детали.

Программа конференции

В одном из ведущих отечественных изданий по филологии, индексируемых в WoS и Scopus, в журнале «Вестник Томского государственного университета. Филология» (2023. № 81), опубликована статья Е.М. Захаровой «Стратегии и тактики фельетона в газете «Южный край» (Василий Иванов, Н.А. Лухманова)» (С. 153–167) с результатами работ по проекту РНФ № 20-18-00003. На материале текстов В.И. Иванова и Н.А. Лухмановой рассмотрены стратегии и тактики фельетона как речевого жанра в газете «Южный край» за 1900–1905 гг. Обоснованы детерминированность жанра социокультурными обстоятельствами и закономерное для предреволюционного времени возрождение сатирического направления. Отмечены концентрация на текущих событиях, легкость и живость стиля, сочетание в текстах художественных и публицистических свойств, непринужденность и стихийность композиции. В частности, фельетоны Иванова и Лухмановой иллюстрируют две реализации фельетона как жанра с раскрытием собственной проблематики. Можно говорить о том, что перспективой для каждого автора становится формирование некоего художественно-публицистического цикла с индивидуальными набором тем и стилистическим оформлением. Но постепенно, по мере приближения революционных событий, разница в соотношении литературного и журналистского аспектов стирается. Общность повествовательной манеры Шпильки и Лухмановой – подчеркнуто личностное начало, изложение от первого лица. В пространстве их фельетонистики объединяются литературно-художественные особенности и журналистские идеи. В целом общественно-политическая проблематика, а также принципы актуальности и злободневности начинают доминировать в «Южном крае» к 1905 г. Нарастание публицистичности в фельетоне условно можно объяснить рядом факторов: воздействием как основополагающим признаком жанра, а также самим форматом газетного текста, где ведется непрекращающийся диалог с подписчиками, что обеспечивает влияние и усиливает роль взаимодействия с интересами читателей. Нельзя не отметить и фактор времени, особого перед революцией, когда полярность во взглядах среди членов общества усилилась, а публицистика и агитационные стратегии получили большее применение, в том числе посредством газетных материалов.

images_1.jpeg

Опубликован специальный выпуск высокорейтингового журнала «Филологические науки. Научные доклады высшей школы» (Web of Science Core Collection ESCI), посвященного региональному аспекту взаимодействия русской литературы и журналистики в предреволюционную эпоху (№ 1 за 2023 год). Научный редактор – А.А. Холиков. Общий объем материалов номера (девять из них подготовлены участниками проекта, пять – приглашенными экспертами) сопоставим с коллективной монографией. Статьи распределены по четырем проблемным разделам: «Русская литература в провинциальной периодике начала ХХ века», «Провинциальная тематика в столичной периодике предреволюционных лет», «Рецепция литературной информации на окраинах империи», «В поисках идентичности: стратегии и репутации».

FN

Внимание! В разделе «Росписи и тексты» размещена электронная картотека росписи содержания газеты «Южный край» за 1914 – 1917 гг. Всего обработано 2526 номеров (утр. и веч. выпусков): 649 номеров за 1914, 660 номеров за 1915, 658 номеров за 1916, 559 номеров за 1917. В роспись включено 1405 материалов, имеющих отношение к реализации проекта РНФ № 20-18-00003. В настоящее время осуществляется тестирование возможностей ее использования в гуманитарных исследованиях. Напомним, что ранее на сайте проекта уже была размещена электронная картотека росписи содержания газеты «Южный край» за шесть лет: 1900 – 1905 гг.: всего обработано 2120 номеров, в роспись включено 3517 материалов. Таким образом, в общей сложности по «Южному краю» на сегодняшний день обработано 4646 номеров, в роспись включено 4922 материала.

Описание и анализ структуры публикаций (рубрикации) в «Южном крае» предпринимались в рамках регулярных семинаров, круглого стола и конференций. Кроме того, обзорное исследование данного издания с точки зрения форм взаимодействия литературы и журналистики было опубликовано в коллективной монографии «Русская литература и журналистика в предреволюционную эпоху» (2-й выпуск новой научной серии по теме проекта). См. также другие публикации участников проекта по материалам «Южного края».

Ежедневная общественная, политическая и литературная газета «Южный край» выходила в Харькове с 1 декабря 1880 года по 3 декабря 1919-го и публиковалась ежедневно на 6-8 страницах, по воскресеньям – на 12 страницах. С 1 декабря 1911 выходил также вечерний выпуск, имевший до 1917 единую нумерацию с утренним. В разное время редакторскую должность занимали Н.П. Дриженко, А.Н. Стоянов, И.А. Воронецкий, А.Н. Краснов, издателем с 1882 года являлся А.А. Иозефович. С газетой сотрудничали такие критики и писатели, как А.Т. Аверченко, М.П. Арцыбашев, Ю.Н. Говорухо-Отрок, Вл.И. Немирович-Данченко, Г.И. Успенский, Скиталец (С.Г. Петров) и многие другие. Опубликованная на сайте роспись дает возможность выявить «забытые» тексты, в том числе касающиеся рецепции творчества зарубежных авторов, а также образцы массовой словесности за указанный период.

Призываем всех заинтересованных присылать свои уточнения и материалы с помощью предусмотренной на сайте опции «Предложить пропущенное издание и/или уточнить информацию»!