29 сентября 2023 г. состоялось третье в этом году и пятнадцатое с начала реализации проекта заседание регулярно действующего семинара.

Логотип_РНФ__ч.jpg

Screen.jpg

20 октября 2023 года при поддержке РНФ (проект № 20-18-00003-П) состоится круглый стол "Новые теоретико-методологические, источниковедческие и текстологические задачи изучения форм взаимодействия русской литературы и журналистики в предреволюционную эпоху". В работе круглого стола примут участие эксперты из учебных и научных центров России. Приглашаются все заинтересованные!

Логотип_РНФ__ч.jpg

баннер_ч.б.jpg

Программа круглого стола

Для расширения источниковедческой базы на сайте проекта создан новый реестр эгодокументальных печатных источников, содержащих информацию о взаимодействии русской литературы и журналистики в предреволюционную эпоху (см. раздел «Эгодокументы»). При отборе материалов предпочтение отдается источникам, в которых акцент прежде всего сделан на истории конкретных периодических изданий и сотрудничестве с ними литераторов и журналистов в 1900–1917 гг.

Источники разделены на четыре группы: автобиографии, интервью, анкеты; дневники; эпистолярий; воспоминания. Позиции внутри каждой – расположены в алфавитном порядке. Помимо библиографического описания эгодокумента приводятся сведения об упоминаемых в нем периодических изданиях (газетах и журналах). В случае большого объема текста (чаще всего воспоминаний) описываются отдельные главы, соответствующие тематике реестра.

Библиографические описания работ даны в объеме, достаточном для их самостоятельного поиска. Настоящий перечень носит открытый характер и будет регулярно пополняться. На сегодняшний день он насчитывает 100 позиций.

Призываем всех заинтересованных присылать свои уточнения и материалы с помощью предусмотренной на сайте опции «Предложить пропущенное издание и/или уточнить информацию»!

 

pic1.jpg

21 сентября 2023 г. А.В. Филатов выступил в ИМЛИ РАН на круглом столе «Рецепция Первой мировой войны в творчестве русских писателей 1914–1918 гг. – трансформация представлений», организованном в рамках Международной научной конференция «Маяковский 2023», посвященной 130-летию со дня рождения поэта, с докладом «Эволюция отношения С.М. Городецкого к Первой мировой войне (на материале публицистических и художественных текстов)». В докладе была подробно прослежена трансформация восприятия военных событий Городецким как поэтом и критиком в период с 1914 г. по 1920 г. По словам докладчика, начало войны было встречено им, как и многими представителями интеллигенции, с большим воодушевлением, о чем свидетельствует литературно-критические выступления Городецкого в печати с призывами к современным лирикам обратиться к освоению военной темы в поэзии, чтобы отразить текущие общественные настроения. В первые годы войны Городецкий уделял особое внимание творчеству поэтов, отправившихся на фронт (Н. Гумилев, С. Клычков), подчеркивая, что созданные ими стихи являются отражением реальных впечатлений, за счет чего они оказываются гораздо выше в художественном отношении, чем стихи, написанные «в тылу». В поэтическом творчестве самого Городецкого патриотические настроения наиболее ярко отразились в книге стихов «Четырнадцатый год» (1915), верноподданнический характер которой был отрицательно воспринят многими современниками. Поездка Городецкого на Кавказский фронт в 1916 г. раскрыла перед ним страшный облик военных событий, что нашло отражение в книге «Ангел Армении» (1918) и газетных очерках о Ванской области (1916–1917), в которых война воспринимается уже не как консолидирующее общество народное дело, а как как человеческая катастрофа, несущей жестокость и разрушение. Личные впечатления, а также общественно-политическое переустройство страны после революции привели к окончательной переоценке отношения Городецкого к Первой мировой войне.

imgonline-com-ua-Black-White-UXXmMc2SHsMH.jpg

Программа конференции

Реестр наиболее важных архивных материалов, посвященных взаимодействию литературы и журналистики (с описанием мест хранения), пополнен 25 новыми позициями из РГАЛИ, ОР РНБ, РО ИРЛИ и ОР ИМЛИ по следующим лицам: Альвинг А.А., Аничкова А.М., Ангарский (Клестов) Н.С., Арсеньев К.К., Банг Г., Барбюс А., Бахман Г., Батюшков Ф.Д., Вейнберг П.И., Волошин М.А., Гершензон М.О., Глинский Б.Б., Грин А.С., Гуревич Л.Я., Гуревич Я.Г., Зарудная-Кавос Е.С., Иванов А.Е., Лернер Н.О., Лозинский М.Л., Мордовцев Д.Л., Немирович-Данченко В.И., Новиков-Прибой А.С., Пасынков Л.П., Политур Н.Р., Потехин А.А., Пятковский А.П. С учетом данных дополнений реестр на сегодняшний день содержит 258 персон, 9 организаций, а также 20 периодических изданий. В свою очередь, «Роспись архивных материалов» расширилась новыми позициями (124 пункта) из РГИА, РГАЛИ, ОР РНБ, РО ИРЛИ, ОР ИМЛИ для газет «Русское слово», «Утро России» и журналов «Весы», «Вопросы жизни» и «Скоморох».

Архив.jpeg

15 сентября 2023 г. состоялось второе в этом году и четырнадцатое с начала реализации проекта заседание регулярно действующего семинара.

Логотип_РНФ__ч.jpg

Seminar_16.09.jpg

В высокорейтинговом журнале «Текст. Книга. Книгоиздание» (2023. № 32. С. 26–44), индексируемом в WoS и Scopus, опубликована статья С.В. Федотовой «Литературно-критическое своеобразие "Книги об Александре Блоке" К. Чуковского», в которой отразились результаты работ по проекту РНФ № 20-18-00003-П: рассмотрена «Книга об Александре Блоке» Корнея Чуковского (1922), впоследствии вошедшая в состав книги «Александр Блок как человек и поэт» (1924) в сильно измененном виде; проанализирована семантика первоначального заголовочного комплекса, многоуровневая структура, двойной полемический контекст замысла книги, характерные приемы и идеи; выявлена эстетическая концепция автора, восходящая к учению И. Канта о прекрасном и гении, которая определяет литературно-критическое своеобразие первой книги Чуковского о Блоке. «Недаром Чуковский так дорожил ею всю жизнь, помня об уникальном случае, выпавшем на его долю: о встрече с гениальным поэтом, постигая стиль и душу которого, он, критик, хоть на час мог приблизиться к тайне его дарования, стать выше себя самого, вровень с ним и даже претвориться в него, эмпатийно переживая магию блоковских ритмов».

 

Обложка Текст. Книга. Книгоиздание

В журнале «Русская литература» (2023. № 3), одном из самых авторитетных изданий (WoS, Scopus), посвященных истории отечественной словесности на всем протяжении ее существования, опубликована рецензия (С. 248-251) на книгу: Русская литература и журналистика в предреволюционную эпоху: формы взаимодействия и методология анализа: коллективная монография / отв. ред. и сост. А.А. Холиков, при участии Е.И. Орловой. — М.: ИМЛИ РАН, 2021. Ведущие научные сотрудники ИРЛИ РАН, Т.В. Игошева и Г.В. Петрова, выступившие авторами отзыва на книгу с результатами работ по проекту РНФ № 20-18-00003, пришли к заключению, что "рецензируемая монография, безусловно, должна занять свое место в корпусе современных исследований, претендующих на презентацию новых подходов к изучению культурной жизни начала ХХ века как сложно структурированного феномена, а у вновь обретенного термина "срочная словесность", думается, может быть весьма интересная научная судьба».

 

Obl RL

 

28 июня - 1 июля 2023 года Е.И. Орлова приняла участие в форуме «Медиа в современном мире. 62-е Петербургские чтения», где была представлена в качестве члена программного комитета, соруководителя круглого стола специалистов «История журналистики в контексте эволюции медиасреды», а также выступила с научным докладом «М.А. Волошин и Л.Я. Гуревич». 

Знакомство М.А. Волошина и Л.Я. Гуревич  в начале 1913 года связано с волошинским замыслом  сотрудничества в газете «Русская молва». Статьи же Волошина, в частности о театре, были Гуревич известны раньше, что видно из ее книги статей «Литература и эстетика». По рекомендации П.Б. Струве Волошин обращается к Гуревич, временно курирующей литературный отдел газеты (помимо постоянно закрепленного за ней театрального). В качестве примера своих газетных выступлений Волошин посылает Гуревич статью, опубликованную в газете «Утро России», – «О смысле катастрофы, постигшей картину Репина». Российская и зарубежная пресса много писала в это время о нападении душевнобольного посетителя Третьяковской галереи на картину Репина «Иван Грозный и сын его Иван» и о порче ее. Гуревич солидаризируется с позицией Волошина относительно сомнительного художественного качества репинской картины. Вскоре «Русская молва» анонсирует ожидавшийся выход брошюры Волошина «О Репине», тем самым проявляя поддержку Волошина. В общей ситуации скандала, порожденного выступлением Волошина на диспуте под эгидой группы «Бубновый валет» в Политехническом музее в присутствии Репина, Волошин оказался в изоляции от газет и журналов. Большинство их либо осудило позицию Волошина в оценке картины, либо сочло его выступление с докладом бестактным и несвоевременным. Гуревич и «Русская молва» относятся к немногим примерам согласия с Волошиным в его протесте против жестокости в искусстве. Вскоре «Русская молва» печатает статью Волошина «Русская трагедия возникнет из Достоевского». Значение этой публикации в том, что этот материал стал центральным в серии статей Волошина о Достоевском 1910 – 1913 гг.  и вошел, вместе со статьей «”Братья Карамазовы” в постановке Московского художественного театра», в книгу Волошина «Лики творчества». Кроме того, в начале XXI в. газетная публикация послужила для публикаторов Собрания сочинений Волошина наиболее авторитетным текстологическим источником. Короткая переписка Волошина и Гуревич позволяет судить о том, какова была позиция Волошина как потенциального автора ежедневной газеты, каковы были  ожидания редакции от сотрудников, пишущих об искусстве, и  дает возможность сделать выводы о некоторых общих закономерностях работы редакции газеты начала ХХ века как участника  литературного процесса и  характеризовать собственную литературную и эстетическую позицию «Русской молвы». Можно говорить об ее широте, общем энциклопедическом направлении газеты, адресованной широкому просвещенному читателю, и об интересе ее к искусству модернизма, вообще к современному искусству. Сотрудничество Волошина с «Русской молвой» было недолгим, а сама газета в августе 1913 года прекратила существование. Сравнительное изучение эстетических воззрений Волошина и Гуревич должно быть продолжено.

imgonline-com-ua-Black-White-Y6MFqsJMQ3YdgL9.jpg

В последнем номере журнала «Новый филологический вестник» (2023. № 2 (65)) опубликованы две статьи с результатами работ по проекту РНФ № 20-18-00003-П. 

В исследовании Е.А. Андрущенко «"Прямое искажение слов цитируемого писателя...": о двух фельетонах С. Смирновой" полемика между «Новым временем» и «Речью» в ноябре 1909 г. рассматривается на материале публикаций Д. Мережковского, В. Розанова, С. Смирновой и К. Аггеева. Устанавливаются причины, по которым Смирнова вступила в полемику Мережковского и Розанова, анализируются характерные для «Нового времени» «сигналы» в ее фельетонах, по которым читатель из низового слоя культуры ощущал принадлежность к «своим». Газетная перекличка между Мережковским и Розановым осмыслена как один из эпизодов их многолетнего диалога. Обсуждение ими культуры, религии, пола, Ветхого Завета, святой плоти, восточных мистических учений не было тривиальным, зависело от собственного развития каждого из них, хотя нередко осложнялось личными столкновениями. Несмотря на несогласие с Мережковским, Розанов вел полемику уважительно, приводил убедительные аргументы, излагал их образно, сложно, иронично. Но когда в их диалог, наполненный взаимными отсылками и понятными обоим смыслами, включилась Смирнова, она вынужденно редуцировала и упрощала их для читателей «Нового времени». Смирнова хорошо понимала образ мыслей своего адресата и объясняла ему искания образованной публики просто и доступно. Уклоняясь от полемики по существу, Смирнова переходила на личности, использовала клише, позволявшие ей поддерживать образ врага, чертами которого были образование, симпатии к Западу, пренебрежение к православной церкви, критика властей, определенная национальность. Смирнова потакала темным инстинктам, разжигала ненависть к иноверцам и интеллигентам и вносила свой вклад в радикализацию взглядов читателей.

Предметом внимания Е.И. Орловой в статье «М.А. Волошин в газете "Русская молва"» стало участие  ежедневной газеты в литературном процессе 1910-х гг. Издание публиковало произведения А.А. Блока, А.М. Ремизова, Б.А. Садовского, Саши Черного, Ю.Н. Верховского, статьи и рецензии Б.М. Эйхенбаума, Л.Я. Гуревич, В.М. Жирмунского и др. Некоторые из этих публикаций служат авторитетными текстологическими источниками. Но многие только еще вводятся в научный оборот, а есть такие, которые до сих пор не учтены. Единственная опубликованная в «Русской молве» статья Волошина теперь воспринимается нами как важное событие в его литературно-критическом творчестве и как свидетельство высокого качества самой газеты. Кроме того, обращение к этому сюжету помогает нам понять, каковы были ожидания Волошина в 1913 г. от ежедневной газеты, совпадали ли они с тем, как мыслила участие литератора редакция «Русской молвы». Это может способствовать некоторым общим выводам относительно места газеты вообще в литературном процессе своего времени и характера взаимоотношений писателя и печатного органа, а кроме того, позволяет говорить о газете как о реальном «коллективном» участнике литературного процесса. Напечатанные в российской периодике статьи Волошина о Достоевском относятся к разным жанрам (статья, рецензия, обзор), опубликованы в различных по типу изданиях, однако литературная, театральная и художественная критика оказывалась для Волошина органичным родом деятельности и подготавливала создание его книг критики «Лики творчества».