Уважаемые коллеги! Российская национальная библиотека, при сотрудничестве с которой осуществляется оцифровка литературных материалов газет по проекту РНФ (№ 20-18-00003), объявила о завершении первого этапа другого проекта (РНБ и компании «East View») по распознаванию текстового слоя русских дореволюционных газет, выходящих за установленные нами рамки исследования, но представляющих безусловный интерес для историков литературы и журналистики: «В свободном доступе размещена коллекция «Imperial Russian Newspapers», включающая 19 изданий (25 000 номеров) из фондов Отдела газет РНБ. Представлены как наиболее известные отечественные издания («Санкт-Петербургские ведомости»«Московские ведомости»), так и провинциальные газеты («Олонецкие губернские ведомости»«Оренбургские губернские ведомости») за отдельные годы. Доступен календарь оцифрованных газет, список заглавий и, что особенно важно, работает поиск по тексту». Для исследователей русской литературы и журналистики в предреволюционную эпоху интерес представляют размещенные материалы газет "День" (доступны номера с 1912 по 1918 гг.), "Московские ведомости" (доступны номера с 1913 по 1916 гг.), "Олонецкие губернские ведомости" (доступны номера за 1917 г.), "Земледельческая газета" (доступны номера до 1916 г.). Остальные номера из размещенных в коллекции «Imperial Russian Newspapers» относятся к XVIII - XIX столетиям.

 RNB

В журнале "Вестник Тверского государственного университета" (серия: Филология) опубликована статья Е.М. Захаровой «"Что значит быть самим собою?": писатель и публицист Ю.Н. Говорухо-Отрок». Исследование отразило результаты работ по теме проекта РНФ № 20-18-00003. Цель статьи - в анализе «художественно-публицистического единства» на материале совокупности работ Ю.Н. Говорухи-Отрока, осмыслявшего взгляды Вл. Соловьева. На основе изучения очерка «Господин Антихрист» и цикла из 26 публицистических статей, публиковавшихся в газете «Московские ведомости», устанавливается их единство с автономной моделью вымышленного мира, выстроенными образами автора и адресата, системой персонажей, а также общим конфликтом. Основное содержание исследования составляет изучение следующих аспектов циклизации: сюжет, или критическая ситуация, взаимодействие вымысла и документализма, формы авторского присутствия, характер диалогизации, приемы конструирования образа адресата. В работе выявлено, что фикциональная и критическая проза, объединенная образом автора, сюжетом и системой лейтмотивов, позволяет видеть в Говорухе-Отроке не только яркого журналиста и публициста своего времени, но и самостоятельного писателя. По исследуемой теме соотношения художественного и публицистического рассматривается новый материал из корпуса литературно-критических текстов автора. Очерковое произведение «Господин Антихрист» и цикл работ, осмысляющих эстетические и философские взгляды Вл. Соловьева, являются примером того, как комплекс малоизвестных, извлеченных в том числе из дореволюционной периодики текстов постепенно обнаруживает единство на формальном и содержательном уровнях. Практическая значимость статьи обусловлена возможностью использования ее результатов в трудах по теории и методике анализа литературно-критического текста. Ранее не привлекавшиеся для анализа тексты Говорухи-Отрока о философии Вл. Соловьева как единый комплекс обнаруживают синкретизм на уровне публицистических и художественных компонентов.

Читать

Уважаемые коллеги! Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН, Отдел новейшей русской литературы приглашает принять участие в международной научной конференции «Писатель versus критик: социальные роли, жанровые предпочтения, язык», которая пройдет 6 и 7 октября 2021 г. в ИРЛИ РАН. Отдельное заседание конференции будет посвящено прозаику и критику А. А. Измайлову в связи со 100-летием со дня его смерти.

Информационное письмо

PushDom

31 марта 2021 г. в рамках Международной научной конференции «Концепции фемининности и конструирование гендера в русской культуре 1890-х – 1930-х годов» (Москва, ИМЛИ РАН) С.В. Федотова представила доклад «Гендерная инверсия в критике критика: Зинаида Гиппиус о Корнее Чуковском», подготовленный в рамках реализации проекта РНФ (№ 20-18-00003). В центре внимания оказался хорошо забытый фельетон Антона Крайнего (З. Гиппиус) «Невзрослый критик. Этюд в кавычках» (Отклики. Бесплатное приложение к газете «День». 1914. № 18. Приложение к № 123), который не учтен в современных исследованиях, посвященных критике как З. Гиппиус, так и Чуковского. Первоначальное название – «Милое, но погибшее создание» – аллюзивно отсылало к словам Вальсингама из «Пира во время чумы» о «ласках погибшего, но милого созданья» и было парафрастическим эвфемизмом «проститутки». В статье эта дефиниция обыгрывается с опорой на работу О. Вейнингера «Пол и характер», где, в частности, выделяются два диаметрально противоположных типа женщин – мать и проститутка. Детальный анализ критических приемов А. Крайнего позволил заключить, что «Этюд в кавычках» – это пародия Гиппиус на критический стиль Чуковского, очень точная, умная и добродушная, построенная не только на анализе его текстов, но и на личном знакомстве. Ключевую роль в этой пародии играет гендерная инверсия, которая осуществляется и по линии критика, и по линии критикуемого. Мужской псевдоним Гиппиус оправдывает ироничное – свысока – отношение к постулируемой женственности души, мысли, образа поведения Чуковского. В то же время само пародирование, обилие цитат и их открытое искажение, нарушение логики в аргументации Антона Крайнего демонстрируют точно такие же «дамские» черты его метода. Но в целом фельетон противопоставляет два типа критиков – критиков с тенденцией (Гиппиус) и критиков без тенденции (Чуковский).

Программа конференции

В условиях распространения коронавирусной инфекции очередное заседание регулярно действующего семинара по теме проекта прошло с применением дистанционных технологий (на платформе Zoom) 25 марта 2021 года. Помимо основных исполнителей проекта в работе семинара принял участие специально приглашенный эксперт – Людмила Федоровна Луцевич, доктор филологических наук, профессор Варшавского университета; автор более 200 научных публикаций, в том числе десяти книг, публикатор архивных материалов, научный редактор серии «Studia Rossica» (XVI–XXII, 2005– 2012) и других изданий.

Screen 25.03.21

Внимание! В разделе «Росписи и тексты» размещена аннотированная роспись материалов (106 позиций) «Финляндской газеты» за 1914 – 1917 гг. по теме проекта, согласно единому алгоритму, включающему сбор информации о полных выходных данных (в том числе с указанием страниц), принадлежности к газетной рубрике (при наличии), жанр. Вместе с тем дается краткая аннотация материала, вошедшего в роспись, а для нехудожественных текстов перечисляются ключевые имена, понятия и названия упоминаемых в публикации произведений. Для осмысления литературы в живом движении времени наряду с актуальными и потерявшими важность событиями роспись снабжена указанием главного события / новости дня с первых полос каждого газетного номера, включенного в нее. Встроенный фильтр позволяет осуществлять удобный автоматический поиск в рамках конкретного года газеты по нескольким позициям: автор публикации, заглавие, ключевые слова. Все материалы росписи снабжены гиперссылками на сканированные копии газетных текстов из Национальной библиотеки Финляндии (Kansalliskirjasto).

Finljandskaya gazeta

20 марта 2021 года на филологическом факультете МГУ имени М.В. Ломоносова в рамках X Международной конференции «Текстология и историко-литературный процесс» А.В. Филатов представил тему «“От акмеизма ты сам уходишь, заявляя, что он не школа”: причины конфликта С.М. Городецкого и Н.С. Гумилева (на материале переписки и литературно-критических выступлений)». Доклад был посвящен анализу взаимоотношений двух лидеров акмеизма, отразившемуся как в их эпистолярном наследии, так и в публицистических выступлениях. Изначально полярность эстетических установок обоих поэтов была осмысленна ими как программный принцип акмеизма – «синтетического» явления, не только преодолевающего символизм, но и аккумулирующего лучше достижения его различных течений. Однако на практике наличие у школы двух лидеров со столь разными творческими путями и взглядами на искусство привело к их конфликту, отраженному в частично дошедшей до нас однодневной переписке от 16 апреля 1914 г. и закончившемуся скорым примирением. Анализ двух писем Городецкого, одно из которых было полностью опубликовано только в 2018 г., а также ответа Гумилева демонстрирует, что катализатором конфликта стал вопрос о статусе акмеизма как школы и необходимость разделения его «наследства». Обращение же к периодике весны 1914 г. дает повод предположить, что причиной конфликта также могла стать неявка Гумилева и участников «Цеха поэтов» на доклад Городецкого «Об акмеизме и его критиках», прочитанный 7 марта в Литературном обществе и воспринятый там резко негативно. Изначально оба лидера течения должны были выступать на этом заседании вместе, а положения их докладов - подкрепляться чтением акмеистических стихов. Городецкий после такого поступка посчитал себя вправе обвинить Гумилева в отступлении от акмеизма и «присвоить» его себе. По-видимому, в качестве шага примирения Гумилев прочел свой доклад «Искусство аналитическое и синтетическое» 25 апреля, однако подчеркнул в нем мысль, что «метод акмеизма синтетичен», имплицитно напоминая о важности их союза с Городецким.

tekstologija conf

Программа конференции

19 марта 2021 года на филологическом факультете МГУ имени М.В. Ломоносова в рамках X Международной конференции «Текстология и историко-литературный процесс» Е.М. Захарова выступила с докладом «Актуальные методы сбора и росписи газетных материалов по русской литературе и журналистике в предреволюционную эпоху». На примере ежедневной общественной, политической и литературной газеты «Южный край» были проведены работы по установлению мест хранения, определению объема материалов газеты, подлежащих обследованию. Составлен реестр из 4896 номеров за годы 1900-1905; 1914-1917. Газета выходила в Харькове с 1 декабря 1880 года по 3 декабря 1919-го и публиковалась ежедневно на 6-8 страницах, по воскресеньям – на 12 страницах. С 1 декабря 1911 выходил также вечерний выпуск, имевший до 1917 единую нумерацию с утренним. В разное время редакторскую должность занимали Н.П. Дриженко, А.Н. Стоянов, И.А. Воронецкий, А.Н. Краснов, издателем с 1882 года являлся А.А. Иозефович. В ходе работ Е.М. Захоровой выявлена полижанровая структура газеты «Южный край»: новостные заметки, сводные данные о действиях правительства, отчеты о внесенных в высочайшие указы изменения, фельетоны, театральные и книжные рецензии, коммерческие объявления и другие формы. С опорой на репрезентативные данные сделан вывод о том, что в ежедневной газете в качестве постоянных выступали разделы, посвященные аналитическому рассмотрению театральной и литературной жизни Харькова и Российской империи в целом. Пристального изучения также заслужила фельетонная рубрика газеты. Постоянными авторами здесь в разное время были Ал. Гр-ский, Н.Ч., Н. Лухманова, А. Грузинский, Сергей Богдановский и другие. В рубрике публиковались и тексты, переведенные с французского, итальянского и других европейских языков. Исследователем особо отмечены материалы, которые в жанровом отношении занимают пограничное положение между журналистикой и литературой. Газета «Южный край» в начале XX века представляла на своих страницах широкий спектр политико-социальной и культурной сфер. Комплексное описание газетных материалов, свидетельствующих о взаимодействии литературы и журналистики в предреволюционную эпоху, дает возможность выявить «забытые» тексты, в том числе касающиеся рецепции творчества зарубежных писателей, а также образцы массовой словесности за указанный период.

Программа конференции

12 марта 2021 года в Латвийском университете, на Отделении русистики и славистики факультета гуманитарных наук, в рамках Международной научной конференции  «Глобальные и локальные процессы в славянских языках, литературах и культурах 5» Е.М. Захарова выступила с докладом «Писательская репутация как объект изучения" (по материалам русской литературы и газетной журналистики в предреволюционную эпоху). Русская журналистика не только принимала участие в создании и разрушении писательских репутаций, но и адаптировала для широкого читателя смыслы, содержавшиеся в их произведениях, устанавливала место писателя в идейной борьбе рубежа веков. Особенно остро этот вопрос встает, когда речь идет о длительном, сериальном характере формирования литературной репутации. Именно такой процесс можно наблюдать в периодических печатных изданиях. Цель доклада – выявить стратегию формирования писательской репутации Шпильки (Василий Иванов) как одного из наиболее известных авторов газеты «Южный край» в 1900 – 1905 гг. Тексты, подписанные этим псевдонимом и опубликованные в рубрике «Воскресные наброски», куда входили сведения о городских новостях Харькова, в жанровом отношении занимали пограничное положение между журналистикой и литературой. В других рубриках заметки Шпильки тоже выходили. Это подтверждает необходимость рассматривать их во всем жанровом диапазоне.

yuzhnyiy kray

Программа конференции

Реестр наиболее важных архивных материалов, посвященных взаимодействию литературы и журналистики (с описанием мест хранения), пополнен 20 новыми позициями: Аверченко А.Т., Александров А.А., Андреев Л.Н., Архангельский Н.М., Ахматова А.А., Бартенев П.И., Богданов А.А., Бунин И.А., Вячеславов П.Л., Гаккебуш М.М., Ганьшин С.Е., Гиляровский В.А., Гиппиус З.Н., Горнфельд А.Г., Ежов Н.М., Зайцев П.Н., Зарин А.Е., Ивнев Р., Куприн А.И., Мамин-Сибиряк Д.Н. В реестр также включены фонды с небольшим количеством подходящих к проблематике проекта единиц хранения (например, в ф. 264 [ОР ИМЛИ] см. письма С.Е. Ганьшину от редакции семейного журнала «Спиритуалист» [1912], в ф. 91 [ОР ИМЛИ] можно ознакомиться с материалами, связанными с сотрудничеством А.А. Богданова в журнале «Новая жизнь»). С учетом данных дополнений реестр на сегодняшний день включает 43 персоналии. В свою очередь, «Роспись архивных материалов» пополнилась 60 новыми позициями для изданий «Биржевые ведомости», «Литературно-художественная неделя», «Новая жизнь», «Детское чтение», «Журнал для всех» и ряда других. Призываем всех заинтересованных присылать свои уточнения и материалы с помощью предусмотренной на сайте опции «Предложить пропущенное издание и/или уточнить информацию»!

Архивы