9 сентября 2021 г. Е.И. Орлова приняла участие в работе конференции «ХII Международные Крымские Герцыковские чтения “Серебряный век в Крыму: взгляд из ХХI столетия”» в г. Судаке (Республика Крым). Она выступила дистанционно с пленарным докладом «М.А. Волошин в газете “Русская молва” (1913)». Сотрудничество М.А. Волошина в газете «Русская молва» было непродолжительным, как и само существование газеты, но продуктивным. Результатом его явилась публикация  15 марта 1913 г. ныне хорошо известной статьи Волошина  «Русская трагедия возникнет из Достоевского». Беспартийная независимая ежедневная газета «Русская молва» выходила в Петербурге с декабря 1912 до августа 1913 г. Это было качественное издание, рассчитанное на широкую просвещенную аудиторию. Газета поступала в продажу во всех городах России и во многих городах Европы.  Ее направление следует характеризовать как либеральное и умеренно оппозиционное по отношению к правительству, несмотря на сугубо отрицательную аттестацию, данную ей в 1913 г. В.И. Лениным. Псевдодемократизм, национализм, буржуазность – эти характеристики, надолго определившие в советское время отношение к газете, оказываются ложными и не подтверждаются ее реальным содержанием. Для историков журналистики и литературы в  XXI веке важно, что в газете сотрудничали А.А. Блок, А.М. Ремизов, Б.А. Садовской, В. Княжнин, Саша Черный, Л.Я. Гуревич, Б.М. Эйхенбаум и др. Сотрудничество с «Русской молвой» Волошина началось по его инициативе через посредство П.Б. Струве и затем Л.Я. Гуревич. Волошин в январе 1913 выражает готовность давать статьи с апреля по ноябрь и в качестве примера собственной «газетной манеры» предлагает статью из «Утра России» «О смысле катастрофы, постигшей картину Репина» (Утро России. 1913. 19 янв. № 16). Гуревич солидаризируется с позицией Волошина, выраженной в этой статье. Главным же событием  сотрудничества Волошина в «Русской молве» становится статья о Достоевском. В ряду написанного Волошиным о его любимом писателе она занимает центральное место.

Программа конференции

6 октября 2021 года в Институте русской литературы (Пушкинский Дом) в рамках Международной научной конференции «Писатель versus критик: социальные роли, жанровые предпочтения, язык» О.И. Шапкина  выступила с докладом «Художественно-публицистические выступления А.А. Измайлова в газете “Русское слово”», в котором кратко охарактеризовала историю сотрудничества журналиста с газетой. Для более наглядной демонстрации некоторых положений были использованы тексты писем А.А. Измайлова к Ф.И. Благову, В.М. Дорошевичу и И.Д. Сытину, хранящиеся в НИОР РГБ. Кроме того, произведен анализ некоторых обнаруженных публикаций А.А. Измайлова в конкретных номерах газеты, поставлена проблема отсутствия полного перечня публикаций данного автора в издании. Все материалы разделены на четыре группы: проза, поэзия, обзоры книг и журналов и публицистика. Отмечено обращение А.А. Измайлова к жанрам, популярным в XVIII–XIX веках, – оде («Ода лироэпическая на сокрушение Крушевана») и басне («Тришкин кафтан», «Напраслина», «Ротмистр на воеводстве», «Синица»).

Russkoje slovo

Программа конференции

В условиях распространения коронавирусной инфекции очередное заседание регулярно действующего семинара по теме проекта прошло с применением дистанционных технологий (на платформе Zoom) 28 сентября 2021 года.

Seminar 28.09.21

Внимание! В разделе «Росписи и тексты» размещена электронная картотека росписи содержания полного комплекта газеты «Новь» за 1914 – 1915 гг. В роспись включено 2678 материалов, имеющих отношение к реализации проекта РНФ № 20-18-00003. В них затрагиваются темы, связанные с литературой, музыкой, живописью, театром, архитектурой, скульптурой, философией. На страницах сравнительно недолго просуществовавшей газеты нашли отражение, в частности, такие события, как приезд в Москву Ф. Маринетти, Г. Уэллса, Г. Когена, протестные акции европейских суфражисток, исключение В. Розанова из Религиозно-философского общества, столетний юбилей Т. Шевченко, возвращение в Россию М. Горького, выставки авангардистов. Это свидетельствует о том, что газета «Новь» может служить ценным источником для изучения русской культуры начала XX века. В настоящее время осуществляется тестирование возможностей использования росписи в гуманитарных исследованиях. В перспективе для поиска по встроенным фильтрам (автор публикации, заглавие, ключевые слова) роспись будет дополнена краткими аннотациями вошедших в нее материалов. На сегодняшний день данные аннотации в сопровождении фотокопий самих газетных материалов уже представлены на сайте для 1915 года. Электронная картотека росписи подготовлена благодаря сотрудничеству с Р.А. Поддубцевым и при участии коллег с факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова (Е.В. Шарыгиной, С.А. Казаковой, В.Н. Артемьевой, Я.С. Горловой, В.Д. Горбуновой). Кроме того, исследование данного издания и печатная версия росписи будут опубликованы в коллективной монографии «Русская литература и журналистика в предреволюционную эпоху» (2-й выпуск новой научной серии по теме проекта). Призываем всех заинтересованных присылать свои уточнения и материалы с помощью предусмотренной на сайте опции «Предложить пропущенное издание и/или уточнить информацию»!

Внимание! В разделе «Росписи и тексты» размещена электронная картотека росписи содержания газеты «Русское слово» за шесть лет: 1900 – 1905 гг. Всего обработано 2137 номеров. В роспись включено 4988 материалов, имеющих отношение к реализации проекта РНФ № 20-18-00003. В настоящее время осуществляется тестирование возможностей ее использования в гуманитарных исследованиях. В перспективе для поиска по встроенным фильтрам (автор публикации, заглавие, ключевые слова) роспись будет дополнена краткими аннотациями вошедших в нее материалов по аналогии с тем, что сделано нами для «Финляндской газеты» за 1914 – 1917 гг. и (частично) для «Южного края» (см. об этом в разделе «Новости»). Процесс размещения аннотаций к материалам росписи «Русского слова» ведется (см. об этом в разделе «Новости»). Между тем опция «Поиск по всему сайту» позволяет уже сейчас учитывать в результатах загруженную на сайт информацию и работать с электронной картотекой не только вручную, но и в автоматическом режиме. Описание и анализ структуры публикаций (рубрикации) в «Русском слове» предпринимались в рамках регулярных семинаров, круглого стола и конференций. Кроме того, обзорное исследование данного издания с точки зрения форм взаимодействия литературы и журналистики будет опубликовано в коллективной монографии «Русская литература и журналистика в предреволюционную эпоху» (2-й выпуск новой научной серии по теме проекта). Напомним, что ежедневная политическая, общественная, экономическая и литературная газета «Русское слово» выходила в Москве с 1895 по 1918 год и стала самым распространенным периодическим изданием России начала ХХ века. Опубликованная на сайте роспись дает возможность выявить «забытые» тексты, в том числе касающиеся рецепции творчества зарубежных авторов, а также образцы массовой словесности за указанный период. Призываем всех заинтересованных присылать свои уточнения и материалы с помощью предусмотренной на сайте опции «Предложить пропущенное издание и/или уточнить информацию»!

23 сентября 2021 года в Институте мировой литературы имени А.М. Горького РАН в рамках Международной научной конференции «Границы культурной эпохи: “Серебряный век”. К 100-летию смерти А. Блока и Н. Гумилева» С.В. Федотова выступила с докладом «Смерть А. Блока как “момент истины”: случай К. Чуковского», в котором рассмотрела жесткий самоанализ Чуковского-критика в траурные дни, подводя итог его дореволюционной критике и прогнозируя его дальнейшую писательскую судьбу. В центре выступления — история личных и творческих взаимоотношений Блока и Чуковского в новом ракурсе, выявляющем значение смерти поэта в писательской саморефлексии критика. Особое внимание уделяется «Книге об Александре Блоке», в основном законченной Чуковским при жизни поэта, одобренной им и увидевшей свет в 1922 г. Это одна из первых монографий о Блоке, полностью посвященная анализу его поэзии как восхождению к поэме «Двенадцать». Книга обобщает и развивает интерпретации и оценки творчества Блока, высказанные Чуковским-критиком в статьях дореволюционного времени. Согласно выдвинутой гипотезе, работа над книгой стала важным поворотным пунктом в литературной карьере Чуковского: она продемонстрировала талантливость, эстетическую чуткость и смелость критика, который одним из первых назвал Блока «великим национальным поэтом», а поэму «Двенадцать» — гениальной (еще при жизни автора). В то же время книга выявила определенные границы критического метода, укорененного в фельетонном стиле (что косвенно подтверждается рядом провальных лекций Чуковского о Блоке в апреле-мае 1921 г.). Кончина Блока стала для Чуковского кардинальным пересмотром прежних ценностей, вызвала безжалостный самоанализ перед фактом смерти поэта («в литературе я ничто, фальшивый фигляр — не умеющий по-настоящему и слово сказать»). Рефлексы этого «момента истины» прослеживаются в воспоминаниях Чуковского о Блоке разных лет, что позволяет выявить изменения авторской самоконцепции мемуариста на материале автодокументальной психологической прозы.

Программа конференции

24 сентября 2021 года в Институте мировой литературы имени А.М. Горького РАН в рамках Международной научной конференции «Границы культурной эпохи: “Серебряный век”. К 100-летию смерти А. Блока и Н. Гумилева» А.В. Филатов выступил с докладом «Последний конфликт Н.С. Гумилева и С.М. Городецкого (на материале газетной публицистики 1920 г.)». В выступлении были рассмотрены критико-публицистические статьи и стихотворения С.М. Городецкого, напечатанные в петроградских «Известиях» и «Красной газете» в августе – сентябре 1920 г. и направленные против интеллигенции, в частности, содержащие критику переводческой деятельности издательства «Всемирная литература», сотрудниками которого на тот момент были Н.С. Гумилев и А.А. Блок. По мнению докладчика, Гумилев, как бывший соратник, был основной целью нападок Городецкого на «религиозничество», «переводчество и «теоретизацию» петроградских ученых и литераторов, поскольку в своих статьях поэт-коммунист оставляет явные отсылки на тексты Гумилева. Подчеркивается, что в ряде своих публикаций Городецкий воспроизводит собственную стратегию критики символистов, используя оппозицию «живого» и «мертвого» и создавая образ гниющей интеллигенции (стихотворение «Покойнички», статьи «Разложение интеллигенции», «Интеллигенция и революция»). Также была подробно проанализирована статья Городецкого «Лазарь, выходи из гроба!», в которой он цитирует недошедшее до нас письмо Гумилева, и предпринята попытка реконструировать содержание и интенцию этого письма.

Izv Kras 

Программа конференции

В журнале "Литературный факт" (2021. № 2 (20)) вышла публикация С.В. Федотовой «"Любопытный малый": письма З.Н. Гиппиус и Д.С. Мережковского к К.И. Чуковскому (1907–1920)». Впервые публикуется и комментируется корпус писем Д.С. Мережковского и З.Н. Гиппиус к К.И. Чуковскому, которые позволяют реконструировать малоизвестную историю отношений писателей-богоискателей и критика-фельетониста. Даже при отсутствии встречных писем эпистолярий представляет большой историко-литературный интерес, особенно первая его часть, документирующая начальный этап личного общения Мережковских в период первой парижской эмиграции с молодым Чуковским, а также обстоятельства и условия возникновения их дружеского взаимодействия. Вторая часть эпистолярия подтверждает фактическую точность дневников Чуковского революционных лет и имеет большое значение для реконструкции биографии Мережковского предэмиграционного периода.

LF 2021 2 20 cover 1

Реестр наиболее важных архивных материалов, посвященных взаимодействию литературы и журналистики (с описанием мест хранения), пополнен 30 новыми позициями из РО ИРЛИ, РГАЛИ, ОР РНБ по следующим персонам: Агафонов Н.Я., Айзман Д.Я., Альбов М.Н., Антонович М.А., Бекетова М.А., Беляев Ю.Д., Бернович М.П., Блок А.А., Боборыкин П.Д., Брюсов В.Я., Гиляров-Платонов Н.П., Глинский Б.Б., Гуревич Л.Я., Гуро Е.Г., Зощенко М.М., Иванов-Разумник Р.В., Измайлов А.А., Кауфман А.Е., Кони А.Ф., Кузмин М.А., Куприн А.И., Маяковский В.В., Муйжель В.В., Нефедов Ф.Д., Никитина Е.Ф., Нотович О.К., Олеша Ю.К., Опочинин Е.Н., Чужак Н.Ф. С учетом данных дополнений реестр на сегодняшний день содержит 110 персон, 5 организаций, а также 19 периодических изданий. В свою очередь, «Роспись архивных материалов» также пополнилась новыми позициями (85 пунктов) из ОР ИМЛИ, РГАЛИ, ОР РНБ, РГИА для газеты «Утро России» и журналов «Аполлон», «Весы».

imgonline com ua 2to1 mPSTYT8VF3JRQ

В "Сибирском филологическом журнале" (2021. № 3)  вышла статья Е.А. Андрущенко «"...Этот план задуман мною...": к истории забытого письма Д. Мережковского в редакцию "Мира искусства"». С опорой на материалы, обнаруженные в ходе реализации проекта РНФ (№ 20-18-00003), выясняются обстоятельства публикации письма Д. Мережковского в журнале «Мир искусства». Напечатанное в одной рубрике с письмом далекого от редакции журнала постановщика Александринского театра Ю. Озаровского, оно производит впечатление публичной полемики между единомышленниками. Воссозданные по забытым публикациям тех лет детали борьбы за постановки древнегреческих трагедий в переводах Д. Мережковского на сценах русских театров свидетельствуют о том, что постановка трагедии Еврипида «Ипполит» рассматривалась объединением «Мир искусства» как доказательство действенности их программы в борьбе за новое театральное искусство.

Mir Iskusstva 1902

Читать