В журнале "Известия Уральского федерального университета. Сер. 2: Гуманитарные науки" (2021. Т. 23. № 2) вышла статья М.А. Фролова «Литературная, общественно-политическая и материально-бытовая жизнь редакции журнала "Русское богатство" в 1896–1900 гг.». В публикации вводятся в научный оборот документы, сохранившиеся в фондах Научно-исследовательского отдела рукописей РГБ и Российского государственного архива литературы и искусства и касающиеся литературной, общественно-политической и материально-бытовой жизни редакции журнала «Русское богатство». Эти документы, наравне с документальными свидетельствами литературной деятельности, служат уяснению личных предпочтений, оценок, отношений, вскрытию внутренних механизмов редакционно-журнальной жизни. Хронологический период, к которому относятся архивные материалы (1896–1900), — это рубежная в истории журнала пора, когда он, во-первых, становится легальным печатным органом народников, во-вторых, восстанавливается артельный принцип его издания, и, наконец, взаимоотношения членов редакции начинают последовательно регламентироваться, равно как и все финансовые потоки, проходившие через редакцию, в большей мере, чем раньше, привнося в работу редакции юридически организованный порядок, позволявший журналу продолжать существовать, несмотря на многие затруднения — цензурные, политические, репрессивные — выпавшие на его долю в течение долгого и тяжелого его пути к читателю. Представленные материалы рассказывают о некоторых эпизодах судьбы знаменитого журнала в изменяющихся исторических условиях, уточняют факты личных, литературных и финансовых взаимоотношений внутри редакции, а краткий реальный комментарий восстанавливает историко-литературный контекст описываемых в этих документах фактов. Предметом публикуемых документов являются конкретные, в том числе экономические, обстоятельства работы редакции «Русского богатства», которые до настоящего времени нечасто становились предметом историко-литературных публикаций и статей.

Внимание! В разделе «Росписи и тексты» размещена электронная картотека росписи содержания газеты «Южный край» за шесть лет: 1900 – 1905 гг. Всего обработано 2120 номеров. В роспись включено 3517 материалов, имеющих отношение к реализации проекта РНФ № 20-18-00003. В настоящее время осуществляется тестирование возможностей ее использования в гуманитарных исследованиях. В перспективе для поиска по встроенным фильтрам (автор публикации, заглавие, ключевые слова) роспись будет дополнена краткими аннотациями вошедших в нее материалов по аналогии с тем, что сделано нами для «Финляндской газеты» за 1914 – 1917 гг. Между тем опция «Поиск по всему сайту» позволяет уже сейчас учитывать в результатах загруженную на сайт информацию и работать с электронной картотекой не только вручную, но и в автоматической режиме. Описание и анализ структуры публикаций (рубрикации) в «Южном крае» предпринимались участниками проекта в рамках регулярных семинаров, круглого стола и конференций. Кроме того, обзорное исследование данного издания с точки зрения форм взаимодействия литературы и журналистики будет опубликовано в коллективной монографии «Русская литература и журналистика в предреволюционную эпоху» (2-й выпуск новой научной серии по теме проекта). Напомним, что ежедневная общественная, политическая и литературная газета «Южный край» выходила в Харькове с 1 декабря 1880 года по 3 декабря 1919-го и публиковалась ежедневно на 6-8 страницах, по воскресеньям – на 12 страницах. С 1 декабря 1911 выходил также вечерний выпуск, имевший до 1917 единую нумерацию с утренним. В разное время редакторскую должность занимали Н.П. Дриженко, А.Н. Стоянов, И.А. Воронецкий, А.Н. Краснов, издателем с 1882 года являлся А.А. Иозефович. С газетой сотрудничали такие критики и писатели, как А.Т. Аверченко, М.П. Арцыбашев, Ю.Н. Говорухо-Отрок, Вл.И. Немирович-Данченко, Г.И. Успенский, Скиталец (С.Г. Петров) и многие другие. Опубликованная на сайте роспись дает возможность выявить «забытые» тексты, в том числе касающиеся рецепции творчества зарубежных авторов, а также образцы массовой словесности за указанный период. Призываем всех заинтересованных присылать свои уточнения и материалы с помощью предусмотренной на сайте опции «Предложить пропущенное издание и/или уточнить информацию»!

Реестр наиболее важных архивных материалов, посвященных взаимодействию литературы и журналистики (с описанием мест хранения), пополнен новыми позициями: Абрамович Н.Я., Амфитеатров В.А., Ауслендер С.А., Ахматова А.А., Блок А.А., Боровой А.А., Брюсова Н.Я., Бунин И.А., Вермель С.С., Волошин М.А., Дионео, Дон-Аминандо, Есенин С.А., Короленко В.Г., Маковский С.К., Сологуб Ф., Сукенников М.А., Чуковский К.И., Яблоновский А.А. С учетом данных дополнений реестр на сегодняшний день включает 58 персоналий. В свою очередь, «Роспись архивных материалов» также пополнилась новыми позициями (61 пункт) для газеты «Русь», журналов «Русская мысль» и «Русские записки». Наконец, в раздел «Библиография печатных работ» включены 78 новых позиций. Для удобства использования доступные в сети работы снабжены гиперссылками, позволяющими всем посетителям сайта знакомиться с полными текстами. Таким образом, «Библиография печатных работ» продолжает функционировать как электронная библиотека. Общее количество добавленных на сегодняшний день гиперссылок: «Монографии и сборники» – 30; «Статьи» – 299; «Диссертации» (прежде всего – авторефераты) – 78; «Справочные издания» – 38; «Учебная литература» – 12. Призываем всех заинтересованных присылать свои уточнения и материалы с помощью предусмотренной на сайте опции «Предложить пропущенное издание и/или уточнить информацию»!

Архивы

В специальном номере журнала «Russian Literature» (Elsevier; Netherlands), объединенном темой «Russian Newspaper Strategies and Practices of the First Half of the 20th Century», опубликована статья А.А. Холикова (в соавт. с О.А. Коростелевым) «"Мученица страстотерпения": культура на газетной полосе истории в 1917–1918 гг. (от "Речи" до "Нашего века")». Исследование посвящено культурной политике ежедневных газет революционной эпохи и концентрируется на статьях 1917–1918 гг. кадетской газеты «Речь», многократно закрываемой большевиками и возрождавшейся под новыми названиями («Наша речь», «Свободная речь», «Век», «Новая речь», «Наш век»). Даже в самые критические моменты истории «Речь» последовательно уделяла внимание литературе, театру, архитектуре, живописи, науке и образованию. Будучи, по мнению современных ученых, «одним из важнейших либеральных органов в системе российской периодической печати», по охвату культурных событий «Речь» оставалась самым представительным и передовым общественно-политическим изданием. Сегодня газета «Речь» должна быть признана силой, которая в 1917–1918 гг. противостояла преждевременной гибели культуры, и важнейшим источником для всестороннего изучения того периода. Часть работы, связанная с обработкой и анализом газетных источников в аспекте взаимодействия русской литературы и журналистики, выполнена А.А. Холиковым в рамках реализации проекта РНФ № 20-18-00003.

RL 120 121

25 мая 2021 года Е.М. Захарова выступила на Х Международной конференции молодых ученых и аспирантов "Идиллия, буколика, деревня в истории, культуре, литературе" (25–27 мая; ИМЛИ РАН, ИРИ РАН, МПГУ) с докладом «От публицистики к литературе: город vs идиллическое сознание в фельетонах Шпильки (по материалам газеты «Южный край» 1900–1905 гг.)». Выбор газеты «Южный край» обусловлен, с одной стороны, ее малоизученностью, а с другой, объемом имен и текстов, появляющихся на ее страницах в указанный период (1900–1905). Шпилька (Василий Иванов) – один из основных авторов издания этого времени. Его тексты публикуются и в прозаической, и в поэтической формах, однако объединяющим началом является одновременное звучание публицистических и художественных интонаций. Центральный сюжет для постепенно формирующегося цикла строится вокруг образа Города и его жителей в современности. Городскому контексту противостоит идиллическое сознание не только обитателей близлежащих деревень, но и большинства харьковчан. «Кому в Харькове жить хорошо?», «Свет и тени» и другие фельетоны автора, останавливаясь на частных проблемах Харькова (выборы, дороги, дума и др.), воссоздают яркую картину, наблюдаемую обывателем ежедневно. Цель доклада – рассмотреть систему приемов для воссоздания художественно-публицистического единства в мультижанровом диапазоне Шпильки в аспекте антиномии «город  деревня».

Kharkov

Программа конференции

 

15 мая 2021 года Е.И. Орлова приняла участие в IX Международном конгрессе «Русская словесность в мировом культурном контексте. Классика и мы: к 200-летию со дня рождения Ф.М. Достоевского» (14–17 мая; Сосны, Московская обл.). Она была соруководителем секции «Достоевский: текст и контекст» и выступила с докладом «М.А. Волошин-критик о возможности театральных постановок Ф.М. Достоевского». Известно, что Ф.М. Достоевский был одним из любимых авторов М.А. Волошина. В его третью книгу «Лики творчества» вошли две статьи, своего рода диптих «Достоевский и русская трагедия». Одна статья («”Братья Карамазовы” в постановке Московского художественного театра») была приурочена к постановке в Московском художественном театре в октябре 1910 года (вышла в журнале «Ежегодник императорских театров», 1910, вып. 7). В другой Волошин вновь осмысляет возможности постановки романов Достоевского на сцене: тут сказался новый всплеск интереса театров к Достоевскому в конце XIX в., но само название статьи – «Русская трагедия возникнет из Достоевского» – побуждает исследователей в наше время понимать все содержание волошинской статьи расширительно и даже символически.  Волошин предвосхищает мысли М.М. Бахтина о своеобразии романов Достоевского. Эти две статьи Волошин включил в книгу «Лики творчества», но туда не вошла рецензия Волошина на постановку Художественным театром романа «Братья Карамазовы» (Утро России. 1910, 22 окт., № 280). Позиция Волошина в вопросе о праве театра была, пожалуй, беспримерно широкой. В статье «Достоевский во Франции» (1911, газета «Московская весть») Волошин констатирует «новое понимание» французским обществом не только Достоевского, но и самой России. Опубликованные в российской периодике статьи Волошина относятся к разным жанрам (статья, рецензия, обзор), опубликованы в различных по типу изданиях, однако литературная, театральная и художественная критика оказывалась органичным родом деятельности Волошина и подготавливала создание его книг критики «Лики творчества».

Программа конференции

15 мая 2021 года Е.А. Андрущенко выступила с докладом «К истории письма В.В. Розанова в газету ”Новое время”» на Международной научной конференции «Сад расходящихся троп-2021» (РГГУ). В докладе освещен малоизвестный эпизод истории сложных взаимоотношений В. Розанова и Д. Мережковского, в целом хорошо изученных специалистами. Их публичная полемика, начатая письмом В. Розанова «Серия недоразумений» в газету «Новое время» 16 февраля 1901 года, рассматривается в контексте обсуждения книги Д. Мережковского «Л. Толстой и Достоевский» (1900–1902). Написанное после доклада Д. Мережковского «Об отношении Льва Толстого к христианству» на 3-м заседании Религиозно-философских собраний 6 февраля 1901 года, письмо В. Розанова было направлено на защиту автора и на разъяснение его позиции. Доброжелательное, сочувственное письмо В. Розанова, однако, было воспринято Д. Мережковским как вызов. 20 февраля 1901 года он опубликовал  в «Новом времени» неприязненный ответ на него. Д. Мережковский писал, что В. Розанов, стремясь понять его мысль, усомнился в его христианстве. Непрочитанная часть доклада о Ф. Достоевском, опубликованная в этом ответе, была призвана подтвердить его христианские взгляды. «Заметка о Мережковском» В. Розанова, напечатанная в «Хронике „Мира искусства“» в 1903 году, рассматривается как продолжение полемики о Л. Толстом. В. Розанов представил в ней Д. Мережковского человеком, глубоко понимающим Л. Толстого и преклоняющимся перед ним. Это вызвало резкий и язвительный ответ Д. Мережковского «О гигантах и пигмеях». В докладе высказывается гипотеза о том, что В. Розанов выступал своего рода посредником между двумя лагерями критиков, стремясь уберечь Д. Мережковского от нападок оппонентов, частично инспирированных рецензией Н. Михайловского (1902). Уничижительные оценки, содержащиеся в ней, В. Розанов стремился осторожно дезавуировать, но Д. Мережковский этого не понял и не оценил. Известные обстоятельства газетной полемики двух писателей дополняются забытыми публикациями, провоцировавшими остроту противостояния между писателями, точка зрения которых в целом совпадала.

Программа конференции

22 марта 2021 г. Е.А. Андрущенко выступила с докладом «Книга И. Бунакова-Фондаминского «Пути России»: последний замысел О.А. Коростелева» на Международной научной конференции «EMIGRANTICA ПРОДОЛЖАЕТСЯ: памяти Олега Анатольевича Коростелева». В докладе речь идет об идее О.А. Коростелева собрать и впервые в России издать сборник работ И.И. Бунакова-Фондаминского, а также о проблемах, которые пришлось решать в процессе подготовки книги к изданию: при формировании ее основного корпуса и раздела, включающего статьи, при создании комментария и пр. Напомним, что книга «Пути России» вышла в свет в конце 2020 г. уже после смерти О.А. Коростелева и отражает его общий замысел издания.

Korostelev

Программа конференции

27 апреля 2021 года А.А. Холиков выступил с докладом «Поэзия революционного народничества как форма взаимодействия русской литературы и журналистики в кризисную эпоху: теоретико-методологический и текстологический аспекты» на Международной научной конференции «Ломоносовские чтения – 2021» (МГУ имени М.В. Ломоносова). В докладе поставлен вопрос об актуальности поэтического творчества революционеров-народников как в советских, так и в нынешних социально-политических условиях; его эстетическая ценность; диффузность хронологических границ и многогранность взаимоотношений с эпохой Серебряного века. Обзор разных подходов к решению композиционных и текстологических задач составителями книг серии «Библиотека поэта» по изданию стихотворений революционеров-народников позволил актуализировать проблему росписей журнально-газетной периодики и обозначить перспективу расширения источниковедческой базы современных исследований с учетом накопленного опыта. Показано, что без обращения к нелегальным периодическим изданиям начала ХХ века выводы о взаимодействии литературы и журналистики предреволюционных лет носят порой отрывочный и порой умозрительный характер.

Программа конференции

27 апреля 2021 года А.В. Филатов выступил с докладом «Стратегии С.М. Городецкого-критика (о соотношении публицистики и литературы в его творчестве)» на Международной научной конференции «Ломоносовские чтения – 2021» (МГУ имени М.В. Ломоносова). Доклад был посвящен критико-литературному творчеству Городецкого-символиста. В этих текстах проявляются принципы публицистики поэта, которые помогают понять причины частых и кардинальных перемен в его эстетических взглядах. Показано, что, с одной стороны, стратегия Городецкого-критика направлена на рассмотрение современного литературного процесса сквозь призму теории мифотворчества Вяч. Иванова. С другой стороны, поэт сознательно вносит в свои статьи публицистический полемический тон, стремясь не только связать современную литературу с социально-политическим контекстом эпохи, но и четко поляризовать ее, выделив антагонистические направления в искусстве, которые можно условно сопоставить с «прогрессивным» и «реакционным» направлениями в журнально-газетной публицистике того времени. Постоянно осмысляя литературную ситуацию как борьбу двух течений, Городецкий всегда локализует себя на «передовой» стороне искусства. Подобная стратегия упрощает и схематизирует литературную картину эпохи, однако позволяет критику доступно и убедительно раскрыть свою точку зрения перед аудиторией и повлиять таким образом на мнение читательской публики.

philol logo

Программа конференции