21 сентября 2023 г. А.В. Филатов выступил в ИМЛИ РАН на круглом столе «Рецепция Первой мировой войны в творчестве русских писателей 1914–1918 гг. – трансформация представлений», организованном в рамках Международной научной конференция «Маяковский 2023», посвященной 130-летию со дня рождения поэта, с докладом «Эволюция отношения С.М. Городецкого к Первой мировой войне (на материале публицистических и художественных текстов)». В докладе была подробно прослежена трансформация восприятия военных событий Городецким как поэтом и критиком в период с 1914 г. по 1920 г. По словам докладчика, начало войны было встречено им, как и многими представителями интеллигенции, с большим воодушевлением, о чем свидетельствует литературно-критические выступления Городецкого в печати с призывами к современным лирикам обратиться к освоению военной темы в поэзии, чтобы отразить текущие общественные настроения. В первые годы войны Городецкий уделял особое внимание творчеству поэтов, отправившихся на фронт (Н. Гумилев, С. Клычков), подчеркивая, что созданные ими стихи являются отражением реальных впечатлений, за счет чего они оказываются гораздо выше в художественном отношении, чем стихи, написанные «в тылу». В поэтическом творчестве самого Городецкого патриотические настроения наиболее ярко отразились в книге стихов «Четырнадцатый год» (1915), верноподданнический характер которой был отрицательно воспринят многими современниками. Поездка Городецкого на Кавказский фронт в 1916 г. раскрыла перед ним страшный облик военных событий, что нашло отражение в книге «Ангел Армении» (1918) и газетных очерках о Ванской области (1916–1917), в которых война воспринимается уже не как консолидирующее общество народное дело, а как как человеческая катастрофа, несущей жестокость и разрушение. Личные впечатления, а также общественно-политическое переустройство страны после революции привели к окончательной переоценке отношения Городецкого к Первой мировой войне.

imgonline-com-ua-Black-White-UXXmMc2SHsMH.jpg

Программа конференции

15 октября 2022 г. на Международной научной конференции «Литературное произведение сквозь призму издательских процессов» (ИМЛИ РАН) Е.М. Захарова выступила с докладом «Иллюстрированное прибавление "Южного края": специфика газетного оформления». Целью выступления стало раскрытие особенностей газетного оформления предреволюционных выпусков крупнейшего провинциального периодического издания. Иллюстрированное прибавление «Южного края» в более объемной форме дублировало содержание утренних и вечерних выпусков газеты. Благодаря фотографиям и зарисовкам энциклопедически освещались темы, связанные с  высочайшими государственными решениями, светскими мероприятиями, а также культурными событиями. Кроме того, иллюстрированное прибавление 1899 – 1917 гг. дает более широкое понимание сатирических материалов газеты. Вопреки стереотипному представлению иллюстрированное прибавление выполняло не только развлекательную, но и аналитическую, а подчас и обличительную функции. Очевидно, что данная тема заслуживает дополнительного внимания со стороны исследователей русской литературы и журналистики предреволюционной эпохи.

ЮК 

Программа конференции

15 сентября 2023 г. состоялось второе в этом году и четырнадцатое с начала реализации проекта заседание регулярно действующего семинара.

Логотип_РНФ__ч.jpg

Seminar_16.09.jpg

В рамках Международной научной конференции «Критики и писатели: формирование литературной репутации в конце XIX – начале XX вв.» (Санкт-Петербург, ИРЛИ РАН, 6 – 7 октября 2022 г.) было представлено пять докладов по материалам, подготовленным в ходе реализации проекта РНФ № 20-18-00003. А.А. Холиков выступил с докладом «“Завет Белинского”: источниковедческие и методологические аспекты творческой лаборатории Д.С. Мережковского как ключ к изучению репутации литературного критика и писателя». С опорой на черновые выписки Мережковского, которые хранятся в РО ИРЛИ и не осмыслялись в обозначенной перспективе, дана оценка использованных писателем источников на фоне развернувшейся в начале ХХ века дискуссии о «наследии» Белинского между Ю.И. Айхенвальдом, Е.А. Ляцким, Ивановым-Разумником и др.; установлены явные и скрытые переклички с ее участниками, а также отличие от них.  В докладе Е.А. Андрущенко «“Правильная присылка статей” и “правильная присылка гонорара”: Мережковский и газета “Речь”» на материале писем 1908 – 1909 гг. в указанное периодическое издание проанализирована сознательная деятельность Мережковского по формированию репутации не только как выдающегося писателя, печатающего произведения уже второй трилогии, но и яркого полемиста и общественного деятеля, что обеспечивало постоянное присутствие его имени на страницах газеты. В выступлении С.В. Федотовой «Два “короля фельетонистов”: Корней Чуковский и Влас Дорошевич» детально рассмотрена история отношений знаменитых критиков в дореволюционной периодике; показаны фактические нестыковки и анахронизмы, содержащиеся в автобиографическом мифе Чуковского, связанном с историей его приглашения Дорошевичем к сотрудничеству с «Русским словом»; выдвинуто предположение, согласно которому Чуковский выстраивал собственную литературную биографию по сюжету создания ускоренной репутации. В свою очередь, доклад Е.М. Захаровой «Сербский культурный код в газете “Речь”: информационное пространство в 1916 г.» выявил на уровне информационной повестки издания факты углубления культурных связей между Сербией и Россией, которые позволили Белграду в 1928 г. стать местом проведения Первого (и единственного) съезда русских писателей и журналистов за границей, в котором участвовали А.И. Куприн, Вас.И. Немирович-Данченко, Б.К. Зайцев, З.Н. Гиппиус, Д.С. Мережковский и др. Наконец, О.И. Шапкина представила аналитический обзор по теме «Литературная репутация и творчество С. Пшибышевского в России начала ХХ века (по материалам модернистских журналов)». Наряду с рецензиями на книги писателя и театральные постановки, заметками и статьями о его творчестве особого внимания заслужил спор о публикациях произведений Пшибышевского между «Скорпионом» и издательством В.М. Саблина, развернувшийся на страницах журнала «Весы».

Программа конференции

28 июня - 1 июля 2023 года Е.И. Орлова приняла участие в форуме «Медиа в современном мире. 62-е Петербургские чтения», где была представлена в качестве члена программного комитета, соруководителя круглого стола специалистов «История журналистики в контексте эволюции медиасреды», а также выступила с научным докладом «М.А. Волошин и Л.Я. Гуревич». 

Знакомство М.А. Волошина и Л.Я. Гуревич  в начале 1913 года связано с волошинским замыслом  сотрудничества в газете «Русская молва». Статьи же Волошина, в частности о театре, были Гуревич известны раньше, что видно из ее книги статей «Литература и эстетика». По рекомендации П.Б. Струве Волошин обращается к Гуревич, временно курирующей литературный отдел газеты (помимо постоянно закрепленного за ней театрального). В качестве примера своих газетных выступлений Волошин посылает Гуревич статью, опубликованную в газете «Утро России», – «О смысле катастрофы, постигшей картину Репина». Российская и зарубежная пресса много писала в это время о нападении душевнобольного посетителя Третьяковской галереи на картину Репина «Иван Грозный и сын его Иван» и о порче ее. Гуревич солидаризируется с позицией Волошина относительно сомнительного художественного качества репинской картины. Вскоре «Русская молва» анонсирует ожидавшийся выход брошюры Волошина «О Репине», тем самым проявляя поддержку Волошина. В общей ситуации скандала, порожденного выступлением Волошина на диспуте под эгидой группы «Бубновый валет» в Политехническом музее в присутствии Репина, Волошин оказался в изоляции от газет и журналов. Большинство их либо осудило позицию Волошина в оценке картины, либо сочло его выступление с докладом бестактным и несвоевременным. Гуревич и «Русская молва» относятся к немногим примерам согласия с Волошиным в его протесте против жестокости в искусстве. Вскоре «Русская молва» печатает статью Волошина «Русская трагедия возникнет из Достоевского». Значение этой публикации в том, что этот материал стал центральным в серии статей Волошина о Достоевском 1910 – 1913 гг.  и вошел, вместе со статьей «”Братья Карамазовы” в постановке Московского художественного театра», в книгу Волошина «Лики творчества». Кроме того, в начале XXI в. газетная публикация послужила для публикаторов Собрания сочинений Волошина наиболее авторитетным текстологическим источником. Короткая переписка Волошина и Гуревич позволяет судить о том, какова была позиция Волошина как потенциального автора ежедневной газеты, каковы были  ожидания редакции от сотрудников, пишущих об искусстве, и  дает возможность сделать выводы о некоторых общих закономерностях работы редакции газеты начала ХХ века как участника  литературного процесса и  характеризовать собственную литературную и эстетическую позицию «Русской молвы». Можно говорить об ее широте, общем энциклопедическом направлении газеты, адресованной широкому просвещенному читателю, и об интересе ее к искусству модернизма, вообще к современному искусству. Сотрудничество Волошина с «Русской молвой» было недолгим, а сама газета в августе 1913 года прекратила существование. Сравнительное изучение эстетических воззрений Волошина и Гуревич должно быть продолжено.

imgonline-com-ua-Black-White-Y6MFqsJMQ3YdgL9.jpg

Уважаемые коллеги! Публикуем программу Международной научной конференции «Русская литература и журналистика в предреволюционную эпоху: региональный аспект». 

Время: 20 – 21 октября 2022 г.

Место проведения: 

Институт мировой литературы имени А.М. Горького РАН; Online (платформа Zoom).

Дополнительно:

запрос на ссылку для слушателей (не докладчиков) следует отправить до 15 октября 2022 г. по адресу: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Концепция конференции

Развитие русской провинциальной печати и феномен ее взаимодействия с печатью столичной всегда вызывал напряженный интерес исследователей. Но фигура русского писателя в этом взаимодействии все еще остается на периферии внимания ученых. Между тем в истории русской литературы и журналистики начала ХХ века немало важнейших обстоятельств обусловлено именно ею. Таким образом, на конференции впервые планируется специально обсудить роль писателя в становлении и развитии провинциальной газеты в предреволюционную эпоху, его воздействие на смену направления газеты или на изменение ее «литературного» лица, на деятельность мастеров слова как пропагандистов политических и общественных идей, на их участие в разработке «провинциальной» тематики, в эстетической оценке произведений, опубликованных на окраинах империи и в столицах. Организаторы конференции надеются, что ее участники смогут соединить размышления о типологии провинциальной печати с определением места и роли писателя в ее направлениях в предреволюционную эпоху, проанализировать особенности рецепции столичных литературных событий и материалов, рассмотреть влияние коммерциализации на этот процесс, сделать выводы о том, как художественная литература и писательская личность бытовали в сфере массового внимания в провинции.

ПРОГРАММА

13 июня 2023 г. состоялось первое в этом году и тринадцатое с начала реализации проекта заседание регулярно действующего семинара. Руководитель проекта ознакомил участников творческого коллектива с результатами экспертиз по итоговому отчету за 2020 – 2022 гг. и заявке на 2023 – 2024 гг., поддержанной Российским научным фондом, а также представил общий план дальнейших работ.

 Логотип_РНФ__ч.jpg

seminar_13.06.jpg

15 – 16 сентября 2022 г. Е.И. Орлова приняла участие в Третьей Международной научно-практической конференции «Сурожские Чтения» (организатор – Министерство культуры Республики Крым, государственное бюджетное учреждение Республики Крым «Музей-заповедник "Судакская крепость"», г. Судак) и выступила с докладом «М.А. Волошин о роли поэта в кризисную эпоху».

145 лет со дня рождения Волошина и 90 лет по смерти дают нам возможность еще раз задуматься о его месте в художественной жизни своего времени, убедиться в актуальности его поэтических и публицистических выступлений даже сто лет спустя. В докладе ставится вопрос об эволюции взглядов Волошина, складывавшихся уже в ранние годы в стройную систему воззрений, которая не менялась, лишь получала развитие. Годы Первой мировой войны и русских революций были тем самым временем, когда Волошин приходит к твердому представлению о месте и роли поэта, вообще художника в своем времени и в обществе. В годы Гражданской войны он, неожиданно для некоторых его современников (но не для него самого), создает ряд поэтических портретов, составивших цикл «Личины» в задумывавшейся именно тогда книге «Неопалимая Купина». Поэт, по Волошину, скорбный свидетель, но не участник событий, он – «соучастник судьбы, раскрывающей замысел драмы». В этом его посредническая роль между Творцом и людьми, в этом также трагизм судьбы поэта.

 

Voloshin

Программа конференции

30 и 31 мая 2023 г. на Международной научной конференции «Поэтика художественной детали в мировой литературе: традиции и новации», приуроченной к 300-летию РАН, выступили участники проекта РНФ № 20-18-00003-П. Так, А.В. Филатов представил доклад «Метаморфозы художественной детали в лирике, публицистике и письмах Н.С. Гумилева военного времени». В ходе анализа были рассмотрены трансформации конкретной детали (созвездия в ночном небе), по-разному раскрывающейся в различных текстах Гумилева периода Первой мировой войны: стихотворении «Священные плывут и тают ночи…», IV главе «Записок кавалериста» и письме к Л.М. Рейснер от 15 января 1917 г. Показано, как данная деталь связана с реальным фронтовым впечатлением поэта-воина в ноябре 1914 г., которое стало материалом для творчества. В поэтическом произведении оно сворачивается до единичной детали, описанной через астрологическую метафору («записи судеб»). В автобиографических «Записках кавалериста», напротив, разворачивается до системы подробностей (обнаруживающей параллели с другим эго-документальным текстом поэта – «Африканским дневником»), однако сохраняет провиденциальную семантику благодаря сравнению со «свитком Каббалы». Затем анализируемая деталь вновь редуцируется в личной переписке, кардинально меняя свою функцию для решения определенных прагматических задач (произвести впечатление на адресата). В заключение доклада показано, как деталь созвездия на ночном небе становится у Гумилева основой хронотопа отдельного произведения (поэмы «Звездный ужас»), в котором синтезируются элементы всех предыдущих текстов вместе с их функциями (мотивами предсказания судьбы, ужаса, взгляда небесного существа на землю и т.д.). В свою очередь, в выступлении Е.М. Захаровой на тему «Художественная детализация в публицистическом фельетоне ("Южный край": 1900–1905 гг.)» с опорой на материалы, обнаруженные в ходе реализации проекта (2131 номер «Южного края», где ежегодно публиковалось свыше 400 авторизованных и неавторизованных, переводных и написанных на русском языке фельетонов), выделены тексты В. Иванова (Шпильки), Н. Тамарина, Н. Сумцова, Н. Лухмановой, П. Карпова. Тематически их можно объединить в несколько основных групп: рассказы и другие художественные произведения, анализ недавних политических и военных событий, биографические и путевые заметки, литературно-критические очерки и рецензии, историографические наблюдения. Для характеристики структурно-семантических особенностей фельетона подробно рассмотрены тексты таких постоянных авторов «Южного края», как Хорольский и Грузинский. В контексте изучения форм взаимодействия литературы и журналистики переходной эпохи особое внимание уделено поэтике художественной детали.

Программа конференции

Очередное заседание регулярно действующего семинара по теме проекта прошло с применением дистанционных технологий (на платформе Zoom) 23 сентября 2022 года.

Логотип РНФ ч

Семинар 23.09

1 декабря 2022 г. в рамках XII Международного междисциплинарного симпозиума «Разнообразие культур» / The Twelfth International Interdisciplinary Symposium "Encounter of Cultures" (Нови Сад, Сербия, Университет Нови Сада) Е.М. Захарова выступила с докладом на английском языке “LITERATURE AND JOURNALISM: WAYS OF INTERACTION” («Литература и журналистика: поле взаимодействия») по материалам газеты «Южный край» (1881–1919), обнаруженным и осмысленным в ходе реализации проекта РНФ № 20-18-00003. В результате исследования расширены научные представления о процессах интеграции словесности в сферу общественного внимания. Доклад продемонстрировал жанрово-тематические особенности литературных и критических публикаций ежедневной общественной, политической и литературной газеты в 1900 – 1905 и 1914 – 1917 гг. Внимание уделено контексту, в котором существовала периодическая печать в начале XX века, поэтике фельетона как общественного и литературного центра газеты, присутствию в ней литературно-критического дискурса, а также роли отдельных авторов в его трансформации накануне 1917 г. См. тезисы.

Еще два доклада участников проекта включены в программу Международной научной конференции «“Круг Мережковских”: театр и музыка», которая пройдет 8 – 9 декабря 2022 г. в ИМЛИ РАН. С.В. Федотова проанализирует театральные рецензии К.И. Чуковского; в свою очередь, А.А. Холиков выступит с темой «“Духа не угашайте”: от “театра военных действий” до репертуара революционных будней (Д.С. Мережковский VS Д.В. Философов)». 

Novy Sad

15 июня 2022 года Е.М. Захарова выступила с докладом «Историография в газете “Южный край” (1900–1905 гг.)» на Международной конференции «Научные школы Института мировой литературы им. А.М. Горького РАН: к 90-летию ИМЛИ» (Москва, ИМЛИ РАН). Заметки В.П. Карпова, публиковавшиеся в фельетонной рубрике «Южного края» на регулярной основе, сформировали краеведческую традицию Харькова и были весьма успешны: читатели следили за историями о Кузине, Шерыкине, Игольникове, Костюрине, Ломакине, Скрынникове и других ярких представителях купечества. В докладе впервые предложена типологическая классификация этих текстов, предпринята попытка охарактеризовать их эстетическую природу, разграничив документальное и фикциональное начала. См. тезисы.

ЮК.jpg

Программа конференции

18 ноября 2022 г. на Международной научной конференции «А.М. Горький в Германии: новые подходы к теме» (ИМЛИ РАН) Е.М. Захарова выступила с докладом «Перед отъездом: “Южный край” о М. Горьком в 1914 – 1917 гг.» с опорой на материалы, обнаруженные в ходе реализации проекта РНФ. В 1921 г. Максим Горький уехал в Германию. Однако этому решению после амнистии в 1913-м предшествовало по-настоящему насыщенное в творческом отношении время. Завершена работа над основными произведениями, открыты издательства «Парус» и «Всемирная литература», а также журнал «Летопись», написаны антивоенные статьи, цикл «Несвоевременные мысли». Яркий период, предварявший эмиграцию, не оставался без внимания как в столичных, так и провинциальных изданиях. В этом отношении научный интерес представляет рецепция биографического и творческого пути писателя в газете «Южный край». «Телеграмма М. Горького», «М. Горький в России», «Приветствие М. Горького», «Паспорт М. Горького» – вот лишь немногие названия заметок и статей, отражающих степень заинтересованности в личной и профессиональной трансформации М. Горького. В докладе выявлен характер публикаций, посвященных писателю в 1914 – 1917 гг., и проанализирована смена вектора редакционной политики «Южного края».

 

Maxim Gorky 1926

 

Программа конференции

Очередное заседание регулярно действующего семинара по теме проекта прошло с применением дистанционных технологий (на платформе Zoom) 10 июня 2022 года.

Логотип РНФ ч

Seminar_10.06.22.jpg

Специалисты по изучению форм взаимодействия русской литературы и журналистики прислали свои отзывы о состоявшейся в рамках проекта Международной научной конференции «Русская литература и журналистика в предреволюционную эпоху: региональный аспект» (20 – 21 октября 2022 года), а также о круглом столе по итогам трехлетней работы. Публикуем их на нашем сайте.

"Разнообразие проблемного поля прозвучавших в рамках секционного заседания докладов определил амбивалентный образ русской провинции: от архаически-плоскостного, где даже пространственные искусства лишены объема, до карнавально-жизнеутверждающего. В качестве дискуссионного обсуждался, в частности, вопрос о возможности выделения единого регионального литературного сверхтекста (по аналогии с «петербургским текстом»). Магистральное направление исследования, связанное с взаимодействием литературы и журналистики, поистине – безгранично. Вплоть до конца ХХ века периодические издания оставались основным коммуникативным каналом публикации новых произведений, обретающих в такого рода контексте свойство медиатекстов. В этом смысле настоящий проект выступает базисом для фундаментального направления междисциплинарных социально-гуманитарных исследований".

Ю.Б. Балашова,

Санкт-Петербург, Санкт-Петербургский государственный университет, Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций, кафедра истории журналистики, профессор, доктор филологических наук.

"Дорогие коллеги! Разрешите поздравить коллектив ИМЛИ с успешным проведением конференции! Мне довелось присутствовать на предыдущем форуме, когда обсуждался проект. Главное направление конференции-2022 – внимание к Слову в региональной прессе и литературе, взаимовлиянию столичной и провинциальной печати. Слушая доклады на пленарном заседании, в сессии 3 и на Круглом столе, убедился, что замысел успешно воплощен. С этим и хотелось бы поздравить участников проекта — прежде всего сотрудников ИМЛИ, которые ознакомили с результатами своей работы. В руках интересующихся дореволюционной литературой и журналистикой теперь будет бесценный источниковедческий материал. Отрадно, что услышанные работы ученых из регионов были лишены «местечковости», локального акцента. Не побоюсь громких слов, они были интересны общероссийской весомостью. Еще раз спасибо за возможность участия в конференции!"

А.И. Иванов,

Тамбов, Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, факультет филологии и журналистики, кафедра русской и зарубежной литературы, журналистики, профессор, доктор филологических наук.

Чтобы ознакомиться с другими отзывами, нажмите на заголовок этой новости (см. выше)!

24 мая 2022 года О.И. Шапкина выступила с лекцией "Сергей Поляков и Федор Сологуб: к истории сотрудничества" на заседании краеведческого сообщества "Красногорский летописец" в Главном доме усадьбы Знаменское-Губайлово (г. Красногорск). Систематизация некоторых фактов, изученных в ходе реализации проекта РНФ (№ 20-18-00003), позволяет утверждать, что Поляков и Сологуб сотрудничали довольно плодотворно. Начиная с 1904 года в "Скорпионе" вышло три книги писателя: "Собрание стихов", "Жало смерти", "Литургия мне" (без марки издательства). В 1907-м Поляков взял у Сологуба интервью для газеты "Русское слово". Основные темы беседы – роман "Мелкий бес", новое искусство и театр. В архивах также сохранилось несколько писем, которые подтверждают многолетнее общение двух этих деятелей Серебряного века. В частности, Поляков предлагал Сологубу помощь в переводе его произведений для европейских издательств и т.д.

 

Поляков_и_Сологуб.jpg

 

Фотоотчет о мероприятии

27 октября 2022 г. в рамках научно-практической конференции «Наследие русских писателей XX в.: вопросы эдиционной практики» А.А. Холиков представил текстологический анализ сборника Д.С. Мережковского «Невоенный дневник. 1914 – 1916» (1917) с опорой как на печатные источники – газетно-журнальную периодику и альманахи времен Первой мировой войны, так и на архивные материалы из РО ИРЛИ и РГАЛИ: подготовительные заметки и выписки автора, черновые и беловые рукописи, машинописи. На конкретных примерах продемонстрировано, что ценность выявленных публикаций и рукописных документов определяется задачами не только текстологии и эдиционной практики, но также истории литературы и интерпретирующей поэтики. В результате удалось охарактеризовать логику доработки текстов писателем (от рукописи к газетной публикации и далее – к сборнику); уточнить представления по проблеме разграничения цензорских/редакторских и авторских купюр в статьях Д.С. Мережковского; расширить знания об источниках, которыми он пользовался; выявить скрытую полемику писателя с современниками. Обращение к первым (прежде всего – газетным) публикациям текстов, составивших «Невоенный дневник. 1914 – 1916», показательно не столько для восстановления изначальной творческой воли автора (как это часто бывает), сколько для изучения характера искажений, которым подвергались его статьи до включения в сборник. Такая ретроспектива способна высветить наиболее острые для первых читателей Д.С. Мережковского пассажи и актуализировать их в сознании наших современников, выполнить, следуя принципу историзма, «обратный перевод». Наконец, газетно-журнальный контекст помогает объяснить выбор названия рассмотренной книги статей.


335.745.jpg

Программа конференции

21 мая 2022 года Е.М. Захарова выступила с докладом «"Из воспоминаний старожила": исторические очерки В.П. Карпова в "Южном крае"» на VIII Всероссийской научно-практической конференции «Медийные процессы в современном гуманитарном пространстве: подходы к изучению, эволюция, перспективы» (МПГУ). Написанные В.П. Карповым тексты, глубоко пронизанные субъективным отношением к предмету и основанные подчас на личном опыте автора, воспринимались в начале XX века и продолжают интерпретироваться сейчас как исторический документ. Однако основой для В.П. Карпова стали личные воспоминания и свидетельства очевидцев. Мемуарист был харьковчанином в нескольких поколениях, что определило его точку зрения на городскую историю. Как правило, очерки появлялись в  «подвальной» части второй полосы «Южного края», предназначенной для фельетонов и беллетристических произведений, нередко делили общую рубрику со стихотворениями. Такой контекст, безусловно, определял их читательское восприятие. Предметом обсуждения в докладе стала эстетическая природа  воспоминаний старожила, их место между документальной и художественной прозой.

В.П._Карпов.jpg

Программа конференции

20–21 октября 2022 г. состоялась Международная научная конференция «Русская литература и журналистика в предреволюционную эпоху: региональный аспект», организованная Институтом мировой литературы имени А.М. Горького РАН в ходе реализации проекта РНФ № 20-18-00003. По завершении конференции был проведен круглый стол о достигнутых в рамках проекта результатах.

Семь заседаний конференции, объединивших по программе 71 участника (ими заявлено 68 докладов) из ведущих научных и учебных организаций Армении, Италии, Китая, Латвии, Польши, России и Франции, а также гостей и слушателей, проходили в смешанном формате – в Институте мировой литературы имени А.М. Горького РАН и на платформе Zoom. Представляем вниманию аналитический обзор докладов, вошедших в итоговую программу, построенный по проблемно-тематическому принципу с краткой характеристикой каждого.

См. далее...

Логотип РНФ ч

баннер ч.б

14 мая 2022 года Е.А. Андрущенко выступила с докладом «"Я — сын Петра…": Д.С. Мережковский и "петровский поворот"» в рамках Международной научной конференции «Расцвет и падение петровско-пушкинской России: от Серебряного века к Пролеткульту (рубеж 19-20 вв. — 1922 гг.)»Авторский петровский миф в исторической беллетристике Д.С. Мережковского изучен довольно основательно, а его функционирование в публицистике остается вне поля зрения исследователей. В докладе рассмотрены газетно-журнальные публикации Мережковского 1900–1910 гг., в которых мысль о «петровском повороте» опрокинута в злобу дня. Называя себя самого и всю русскую интеллигенцию наследниками Петра, перепрочитывая историю русской литературы в свете «нового религиозного сознания», Мережковский утверждал хилиастическую идею Третьего завета или Церкви Духа Святого. Объединительная идея, включавшая в себя не только синтез неба и земли, духа и плоти, Запада и Востока, но оправдание революционного террора и пролитие крови, отражала противоречия русского культурного сознания. В газетных спорах с А.Н. Бенуа о европеизме, с М.О. Меньшиковым о язычестве, с В.В. Розановым о плоти, с П.Б. Струве о государственности, с кн. Е.Н. Трубецким о православном государстве и пр. обнаруживаются колебания между стремлением к продолжению традиции и призывами к «прерыву», к революции, восходящими не только к историософской концепции писателя, но и к опыту петровских преобразований. 

Провозглашение-Петра-императором.jpg

Программа конференции