12 ноября 2020 года в условиях распространения коронавирусной инфекции четвертое заседание регулярно действующего семинара по теме проекта прошло с применением дистанционных технологий (на платформе Zoom).

 Zoom

 

I. Основные вопросы

  • Научные доклады.
  • Утверждение программы круглого стола по методологии изучения собранных в ходе реализации проекта материалов с учетом их диффузного состояния и полижанровых особенностей.
  • Подготовка годового отчета.

II. Докладчики

            Е.А. Андрущенко, С.В. Федотова, А.А. Холиков.

III. Результаты обсуждения

  • Доклад Е.А. Андрущенко: «Популярный сюжет русской драматургии и газета “Южный край”». 

    Речь шла о взаимодействии писателей и газеты «Южный край» – крупнейшей дореволюционной провинциальной газеты России, выходившей в Харькове на протяжении почти сорока лет – с 1880 по 1919 гг. Газета была чрезвычайно популярной, помещала материалы о политике, экономике, международных событиях, сельских делах, народном образовании и пр. С историей газеты связаны имена Ю. Говорухи-Отрока и А. Аверченко, М. Арцыбашева и Н. Бекетова, В. Немировича-Данченко и Г. Успенского, Г. Данилевского, А. Толстого, Н. Потехина и мн. др. Несмотря на удаленность от столичных центров, газета имела репутацию солидного издания, в котором печатались материалы, адресованные разным типам читателей. Л. Толстой в эти годы обратил внимание на то, что «читающая публика страшно изменилась, изменились и взгляды на читающую публику. Прежде самая большая и ценная публика была у журналов – тысяч 20 и из них большая часть искренних, серьезных читателей, теперь сделалось то, что качество интеллигентных читателей очень понизилось – читают больше для содействия пищеварению, и зародился новый круг читателей, огромный, надо считать сотнями тысяч, чуть не миллионами». К этим читателям следовало подбирать подход, учитывавший их запросы и специфику интересов. Публикация в «Южном крае» откликов о произведениях А. Островского, Л. Толстого, А. Чехова, И. Бунина, Ф. Сологуба, выступлений адвоката, публициста и критика Н. Черняева, статей Ю. Говорухи-Отрока, многочисленных заметок и театральных портретов С. Яблоновского (Потресова), фельетонов А. Мар (Леншиной) была призвана удовлетворить публику самого разного толка. То, что редактор и хозяин газеты А. Иозефович понимал и учитывал ее особенности, сделало «Южный край» весьма конкурентным и популярным изданием, которое зачастую оказывалось в центре местных скандалов или пикантных историй из светской жизни провинции. Одна из них стала сюжетом нескольких литературных произведений, свидетельствующих как об учете ожиданий читателя, так и о попытках преодоления механизмов массовой литературы. Смотреть видеозапись выступления.

  • Доклад С.В. Федотовой: «К.И. Чуковский и иерархия литературного поля в дореволюционной России: стратегии успеха». 

    Методологическим инструментом анализа заявленной темы стала теория литературного поля Пьера Бурдьё. Становление карьеры Чуковского-критика в дореволюционное время рассматривалось с точки зрения принципиально важных положений известного французского социолога об иерархии литературного поля, габитусе «агентов» этого поля и четырех типах капитала (финансовом, культурном, социальном и символическом). Молодой одесский газетчик, имевший на старте практически нулевые показатели по всем типам капитала, смог за два-три года (1905-1908) занять свое место в столичной литературной иерархии, конвертировав свой талант и волю к жизни в накопление культурного багажа модернистской элиты при сохранении установки на широкого читателя, подписчика газет. Успешность карьеры Чуковского, приобретение имени (символического капитала), по мнению докладчицы, обусловлены его стратегиями по завоеванию репутации независимого, остроумного и веселого критика – фельетониста-пародиста и тонкого эстета в одном лице. На литературном Парнасе Серебряного века статус Чуковского можно метафорически обозначить как Pontifex Criticus: он строил мост между элитарной и массовой культурой. Смотреть видеозапись выступления.

  • Утвердить программу круглого стола по методологии изучения всех собранных в ходе реализации проекта материалов с учетом их диффузного состояния и полижанровых особенностей. Дата проведения – 9 декабря 2020 года, начало – 16:30 по московскому времени (на платформе Zoom). Программа будет опубликована на сайте проекта за неделю до мероприятия.

IV. Разное

  • Обсуждение программы Международной научной конференции по теме проекта (время проведения – осень 2021 года) и подготовка информационного письма.
  • Обсуждение плана коллективной монографии по теме проекта (2-й выпуск серии «Русская литература и журналистика в предреволюционную эпоху»).